Новость25 декабря 2009, 16:25

Армении пора понять, что ОДКБ - не панацея

Нагорный Карабах, Ереван, Сейран Оганян, Армения, ОДКБ
Участившиеся в последнее время высказывания армянской стороны о безоговорочной защите со стороны ОДКБ от всех возможных сценариев развития событий в Нагорном Карабахе вызывают, как минимум, удивление.

Согласно союзному договору с Организацией Договора о коллективной безопасности, в случае осуществления военных действий против Армении ОДКБ обязана оказать военную помощь Еревану, сказал ереванской газете «Азг» министр обороны Армении Сейран Оганян.

«Это является ответом на вопрос, поможет ли нам в случае войны с Азербайджаном ОДКБ или нет, так как мы являемся членами этой структуры, а Азербайджан — нет», — отметил министр.

Кто бы спорил, что в случае акта агрессии против государства-участника Армении, ОДКБ, согласно праву на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН, имеет право предоставить ему необходимую помощь, включая военную.

Однако, похоже, армянская сторона упускает один немаловажный момент: военный сценарий развития событий совсем не предполагает нападение Азербайджана на Армению, ведь Нагорный Карабах это вовсе не Армения, а территория де-юре, принадлежащая Азербайджану.

Этот факт невозможно интерпретировать в угоду своим интересам, так как нет ни одной страны в мире, которая бы признавала независимость Нагорного Карабаха и подвергала бы сомнению территориальную целостность Азербайджана.

Еревану нужно понять, что вхождение Армении в Организацию Договора о коллективной безопасности никак не гарантирует, что члены организации придут на выручку Еревану в случае военного вторжения Азербайджана в Нагорный Карабах. Юридически, ОДКБ просто не имеет на это права, ведь Нагорный Карабах — часть Азербайджана, и никоим образом не относится ни к одной из стран участниц ОДКБ, а войну члену ОДКБ — Армении, за которую могли бы вступиться остальные страны-члены организации, Баку объявлять не собирается.

Взятые же на себя Арменией обязательства по защите Нагорного Карабаха до сегодняшнего дня не имеют никакого международного признания.

И косвенно сама организация уже не один раз пыталась внести ясность в этот вопрос.

Первым поводом задуматься для армян должно было стать то, что ОДКБ уже отвергла предположение о своем участии даже в миротворческой операции в зоне карабахского конфликта, подчеркнув, что Нагорный Карабах — территория Азербайджана.

«Азербайджан не входит в ОДКБ, и мы не можем без его согласия вводить свои части на его территорию. У нас в уставе четко зафиксировано, что без согласия страны, не являющейся членом ОДКБ, наша структура не имеет права осуществлять какие-то военные операции на ее территории», — заявила пресс-служба ОДКБ в июле 2009 года.

В случае же если Ереван надеется на вмешательство ОДКБ по сценарию событий 2008 года в Цхинвали, когда Россия ввела войска на территорию Грузии, то и тут возникает большой вопрос: а можно ли сравнивать отношения Тбилиси и Москвы в августе 2008-го с отношениями Баку и шестью странами-участницами ОДКБ, исключая Армению.

Если Армения от имени Нагорного Карабаха обратится к ОДКБ с просьбой о вмешательстве, вряд ли страны-участницы организации пренебрегут дружескими отношениями с Азербайджаном.

Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Белоруссия и Узбекистан — страны, которые традиционно видят в Азербайджане главного партнера и союзника на Южном Кавказе.

Что же касается главной надежды Армении — России, то тревожным звоночком для Еревана стало то, что после заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева в ноябре 2009 года о возможности военного решения затянувшегося территориального спора, никаких официальных комментариев со стороны России не последовало.

Стоит задуматься, может ли повториться сценарий армяно-азербайджанской войны начала 90-х годов и будет ли влияние России в этой войне решающим теперь? Вероятнее всего, нет! И если Армения не станет игнорировать множество сигналов об установлении теплых партнерских и стратегических отношений между Россией и Азербайджаном, то не будет питать напрасных надежд.

Что же касается двусторонних договоров между Арменией и Россией, российские погранотряды обязаны охранять исключительно внешние границы Армении, то есть, границы Армении в рамках бывшего СССР с Турцией и Ираном. При таком раскладе ожидать размещения российских военных на границе с Азербайджаном, даже в случае угрозы новой агрессии в отношении Армении, невозможно.

И последним гвоздем в крышку гроба надежд Армении на ОДКБ стало то, что согласно новым поправкам в закон «Об Обороне» Российской Федерации президенту России, как главнокомандующему, дано право лично решать, в какие зоны конфликтов за пределами России следует вводить свои войска.

Инициатором внесения поправок стал сам президент Дмитрий Медведев, которому были даны такие полномочия российскими законодателями.

Учитывая все вышесказанное, при любом развитии событий Армении не следует рассчитывать на помощь ОДКБ и России в случае военного сценария развития событий в Нагорном Карабахе, а стоит задуматься о поисках дипломатических компромиссов в решении своих проблем с соседями.

Эльмира Таривердиева, Trеnd.аz

Далее: Быстро или медленно? Эксперт раскрыл лучшую стратегию для похудения

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)