Новость30 марта 2012, 12:25

Арслан Новрасли написал историю исполнения на таре — уникальный концерт

Новрасль, ТАРА, Арслан, БРАТ, Исполнение
Азербайджан, Баку, 30 марта /корр. Trend Мурад Алиев / В Баку на сцене Государственной филармонии имени Муслима Магомаева состоялся концерт «Тар с Арсланом Новрасли», организованный Центром искусств «Бута» совместно с министерством культуры и туризма Азербайджана, сообщает Trend Life. Зрители стали свидетелями нового эксперимента с исполнением на таре Арслана Новрасли. Вполне можно сказать, что звучание этого уникального национального музыкального инструмента невозможно представить без импровизаций, но при этом подразумеваются, в основном импровизации…

В Баку на сцене Государственной филармонии имени Муслима Магомаева состоялся концерт «Тар с Арсланом Новрасли», организованный Центром искусств «Бута» совместно с министерством культуры и туризма Азербайджана, сообщает Trend Life.

Зрители стали свидетелями нового эксперимента с исполнением на таре Арслана Новрасли.

Вполне можно сказать, что звучание этого уникального национального музыкального инструмента невозможно представить без импровизаций, но при этом подразумеваются, в основном импровизации на лады мугамов. Арслан Новрасли в тот вечер пошел еще дальше — представил синтез мугама и джаза сольным исполнением на таре. По сути, огромные возможности этого восточного инструмента исполнять мелодии, сочиненные любым композитором и на любые темы, использовались и ранее многими тарзенами (исполнитель тара), но это можно было услышать и увидеть лишь на аудио-видеозаписях и во время единичных исполнений на концертах.

Концерт Арслана же был полностью посвящен сольному исполнению всемирно известных произведений, куда, естественно, были включены импровизации на тему мугамов. А в сопровождении Азербайджанского государственного камерного оркестра имени Гара Гараева все сливалось в непрерывном ритме джаза. На вечере экспериментов импровизировал и художественный руководитель и дирижер оркестра, народный артист Теймур Гейчаев, который то и дело поворачивался к зрителям и «управлял» их аплодисментами.

Из истории известно, что в XIX веке музыкант Садыхджан впервые стал исполнять на таре на уровне груди (ранее инструмент размещали на коленях). Говорили, что Садыхджан, потерявший голос в юном возрасте, «пел звуками тара».

Спустя полтора века Арслан решил в прямом смысле слова заменить ханэндэ таром — при исполнении мугама «Менсуриййе» партию троицы исполнил тот же Государственный камерный оркестр имени Гара Гараева, а партию ханэндэ Арслан исполнил на таре. Идея и ее воплощение были оригинальным. Хотя мы и привыкли понимать под словосочетанием «говорящий инструмент» сольный «плач» кяманчи Хабиля Алиева или тара Фариза Алиева, в исполнении Новрасли тар «высказался» и под аккомпанемент скрипок и контрабасов.

Естественно, что и на этом концерте зрители стали свидетелями трио братьев Новрасли — тарзена Арслана, джазмена Шахина и певца Нурлана. Но в этот вечер сюрприз ждал и самого Арслана — четвертый из братьев, поэт Тарлан Новрасли прочел со сцены стихотворение, посвященное Арслану и его тару.

За всем этим наблюдал, а порой и комментировал вслух, наверное, самый гордый в тот вечер человек — отец братьев Новрас.

На концерте в исполнении на таре прозвучали всемирно известные произведения — Сюита на тему произведений Нино Рота (из к/ф «Однажды в Америке»), композиция «Блю рондо а-ля турка» Дейва Брубека, а в завершение в молниеносном темпе был исполнен «Полет шмеля» Римского-Корсакова.

В мае во Дворце Гейдара Алиева состоится концерт братьев Новрасли, к которому они готовятся с особой тщательностью.

Связаться с автором статьи можно по адресу agency@trend.az

Источник: www.trend.az

Далее: Чем опасен эффект искажения в восприятии сделанного выбора

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)