Новость17 июля 2016, 02:48

Балет «Анна Каренина» Кристиана Шпука показали в Москве

Балет, ШПУК, Толстой, Станиславский, Каренин
Балет «Анна Каренина» Кристиана Шпука показали в МосквеМузыкальный Театр Станиславского и Немировича-Данченко представил бесспорно самую долгожданную премьеру сезона — балет «Анна Каренина» по роману Льва Толстого в постановке Кристиана Шпука, худрука Цюрихского балета.

Солисты балета театра имени К.С. Станиславского и Вл.И.

Немировича-Данченко Станислав Бухараев в роли Алексея Каренина и Наталья Сомова в роли Анны Карениной. Фото: Владимир Вяткин/ РИА Новости Музыкальный Театр Станиславского и Немировича-Данченко представил бесспорно самую долгожданную премьеру сезона — балет «Анна Каренина» по роману Льва Толстого в постановке Кристиана Шпука, худрука Цюрихского балета.

К слову, сам балет один из интереснейших современных хореографов создал еще в 2014 году, но на суд российской публики выставил только сейчас.

И не разочаровал.

Шпук не ставил перед собой задачи дословно пересказать великое произведение Толстого. Он принципиально не хотел показать только «любовный треугольник». Его двухчасовой балет — словно вдох и выдох, в которых, тем не менее, уместилась целая эпоха царской России и личная трагедия одной женщины.

«В случае с „Анной Карениной“ я искал русскую музыку и прослушал полное собрание сочинений Сергея Рахманинова.

Меня привлекают одновременное очарование и своеобразная тяжесть в его музыке. В ней чувствуется то, что так часто называют „русским духом“. Правда, я быстро заметил, что музыка Рахманинова требует сильного контраста. Контраст я нашел у Витольда Лютославского…», — рассказал Шпук о музыкальном сопровождении балета. Партитура также включила музыку Сулхана Цинцадзе и Иосифа Барданашвили.

В основу своей постановки Шпук положил несколько сюжетных линий романа: Анны, Каренина и Вронского, Долли и Стивы, Китти и Левина.

На сцене полный минимализм — основной акцент делается на артистов. Вот перрон вокзала, а вот он за секунды превратился в трибуну на ипподроме, еще мгновение — и это уже побережье Италии, где Анна и Вронский наслаждаются обществом друг друга. Но вот Анна вспоминает о сыне, и пирс становится столом, за которым маленький Сережа играет в железную дорогу.

Еще одна находка в постановке Шпука — кадры старой кинохроники вперемежку с танцами кордебалета и па-де-де солистов.

Танцоры-крестьяне без рубашек, косящие луга в поместье Левина, и велосипед, на котором Китти и Левин появляются перед гостями в день свадьбы… Благородный и скупой на эмоции Каренин. Любвеобильный Стива, постоянно маячащий на сцене, и несчастная Долли, как тень, следующая за ним.

Как тут не вспомнить Толстовскую истину: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Аскетизм декораций дополняют точные по стилю эпохи костюмы, над которыми работала постоянный соавтор Шпука Эмма Райотт. В костюмах мы чувствуем и дождливый Петербург и видим пышный бал. Мы узнаем мужские «тройки», офицерские мундиры, женственные платья с корсажами и юбками из кринолина, шелест которых гармонично вписывается в музыку балета.

Первое появление Анны на светском балу — черное бархатное платье, бриллианты на шее — эта женщина изначально непохожа на всех эфемерных светских дам. Те самые детали, которые незаметно для зрителя заставляют чувствовать весь драматизм ситуации и напряжение отдельного момента.

Затем она появляется уже в алом атласном платье на приеме у княгини Бетси — одежда как символ зарождающейся страсти. Нежное касание Вронским спины Карениной, широкий шаг, глубокое плие, смелые взгляды, и вот они уже одни на пустой сцене — в порыве, на полу, без смущения.

В балете Шпука нет технически сложных прыжков, которые так любимы российскими зрителями. Здесь нет того самого интригующего конца — все прекрасно знакомы с содержанием романа Толстого. Не найти в «Анне Карениной» и философии писателя. Однако он вряд ли оставит кого-то равнодушным. Европейский взгляд на русскую реальность — всегда интересно.

«Эта книга не только о браке и морали, но прежде всего о взаимоотношениях личности и общества», — говорил о романе хореограф.

В своем балете, во многом благодаря прекрасной актерской работе солистов театра Станиславского, он смог показать полное одиночество человека, не пожелавшего жить «как все».

Источник

Далее: Прорыв в борьбе с параличом и деменцией: Швейцарские ученые нашли ключ к лечению

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)