Без права на ошибку, или почему бедность мешает думать
Telegram-канал «Деньги и песец» делится результатами интересного эксперимента, в ходе которого «бедные» соревновались с «богатыми».Бедность убивает креатив? Похоже, что да. Если формулировать точнее, то проблема не в «бедности», а в «дефиците» (денег и времени), объясняют экономист Сендхил Муллайнатан (Гарвардский университет) и его соавторы Эльдар Шариф (Чикагский Университет) и Анудж Шах (Принстонский университет) в исследовании Some Consequences of Having Too Little (можно перевести как «Что бывает, когда чего-то не хватает»).
Чтобы выяснить, как «бедность» (нехватка чего-либо) влияет на мыслительные процессы, ученые предложили участникам эксперимента поиграть в Wheel of fortune (то, что у нас называется «Поле чудес», угадываешь слова по нескольким буквам) и в Angry birds (разбиваешь мишень, стреляя из рогатки). Испытуемые делились на две группы — «бедные» и «богатые». У «богатых» было много попыток угадать слово или разбить мишень, у бедных «мало» — соответственно, и шансов на успех было больше у «богатых».
Что получилось?
В игре формата «Поле чудес» исследователи измеряли степень когнитивного утомления — и выяснили, что «бедные» игроки (получившие меньше попыток угадать ответы) устали значительно сильнее, поскольку прикладывали больше усилий к каждому угадыванию.
В игре формата Angry Birds «бедные» игроки, которым давали меньше попыток, тратили больше времени на подготовку своих бросков, и многие из них набирали даже больше очков за бросок, чем богатые игроки. Несмотря на все дополнительные броски, которые были у богатых игроков, они не добились пропорционального результата. Но уставали «бедные» все равно больше, даже если обыгрывали «богатых».
В принципе, эмоциональное напряжение, которое испытывали «бедные» перед каждой попыткой в игре, — это то, что происходит с бедными и в реальной жизни, пишут Муллайнатан, Шафир и Шах.
Дефицит денег делает критичным каждое решение о расходах: вроде простые вопросы — как заплатить за квартиру, что купить в магазине — становятся сложными задачами, требующими длительного обдумывания. Поскольку подобные проблемы выглядят масштабными, они постоянно отвлекают на себя внимание, и люди более глубоко погружаются в их решение. В свою очередь, чем больше неотложных насущных вопросов приходится решать мозгу, тем меньше у него остается ресурсов для того, чтобы справиться с остальными проблемами.
Специфика мышления в условиях дефицита денег заключается в том, что человек постоянно думает, какую свою потребность поставить на последнее место. Если богатые «сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть», то бедные «сходят с ума», выбирая, от чего им необходимо отказаться сегодня, чтобы выжить завтра.
Это история, кстати, объясняет, почему бедные послушно следуют за человеком из телевизора, даже если он скажет, что дважды два — это пять. Бедным просто некогда задуматься об этом — их голова занята решением гораздо более насущных проблем.
Telegram-канал «Деньги и песец»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)