Биолог назвала два способа замедлить старение без «волшебных таблеток»
Науке на сегодняшний день известно две стратегии, позволяющих человеку ощутимо увеличить продолжительность жизни.
Старение — это длительный и сложный процесс, затрагивающий разные уровни организации живого и включающий множество механизмов. Единой таблетки от старости ждать не приходится. Более того, если верить теории, полагающей, что пагубные возрастные явления — продолжение тех процессов, которые необходимы юным организмам, борьба за лишние годы может парадоксальным образом сократить продолжительность и качество жизни.
И у нас уже есть результаты, доказывающие, что попытки отсрочить старение «в лоб» не работают: например, в исследовании, продолжавшемся больше 30 лет, ученые не нашли никакой связи между активным использованием антиоксидантов — любимыми добавками тех, кто верит в разрушительное влияние окислительного стресса, — и продолжительностью жизни.
Более того, есть данные, показывающие, что прием антиоксидантов может увеличивать риск развития рака. Вероятно, такой эффект связан с тем, что антиоксиданты снижают окислительный стресс для всех клеток, в том числе и тех, в которых появились мутации, повышающие их риск перерождения.
К точно тем же плачевным результатам может привести и включение в клетках фермента теломеразы, который удлиняет теломеры — те самые «набойки» на концах хромосом, которые защищают значимые участки от неизбежного разрушения при делении. Помогая клеткам продолжать делиться, теломераза может резко увеличивать вероятность развития опухолей. И хотя пока у нас нет большого количества релевантных исследований, мы знаем, что восстановление активности теломеразы — обязательный шаг практически для всех типов раковых перерождений.
В общем, чем больше мы изучаем старение, тем очевиднее, что чудодейственных препаратов от него как минимум в обозримой перспективе не появится. Но для тех, кому недостаточно 80 лет, которые мы уже сегодня имеем благодаря гигиене, вакцинации и лекарствам от самых разных болезней, кое-что ученые предложить могут.
Так как многие патологические возрастные изменения связаны с генерацией энергии и синтезом новых молекул, разумное ограничение калорий может несколько замедлить эти процессы. Также недостаток калорий заставляет организм использовать собственные ресурсы, стимулируя таким образом уничтожение неработающих клеток — тех самых, которые не дают тканям нормально функционировать и стимулируют воспаление.
Например, у мышей снижение калорийности рациона на 55-65% продлевало жизнь на 35-65%. Но насколько следует снижать калорийность пищи и какова величина эффекта для людей, пока сказать сложно. Мыши в принципе живут очень мало, и продление жизни на пару месяцев для них — это весьма заметное относительное продление. У людей пара месяцев не значит ничего.
Более того, многочисленные исследования в области борьбы с лишним весом и ожирением, а также повседневный опыт каждого из нас доказывают, что массовое внедрение стратегий снижения калоража — как минимум, традиционными методами — вряд ли возможно. Мы много обсуждали это в моих видео. Уж тем более — если речь идет о снижении ежедневной калорийности рациона наполовину. По этой причине ученые активно ищут так называемые миметики ограничения калорий, то есть препараты, которые позволяют добиться такого же эффекта, что и голодание, но без реального уменьшения количества еды.
Эти вещества блокируют определенные реакции, которые в норме происходят при приеме пищи. В результате человек ест, но его организм как бы не видит поступающих калорий. На сегодняшний день несколько подобных препаратов, изначально разрабатывавшихся не как средства отсрочить старение, а для лечения, например, диабета, активно исследуются на предмет их способности замедлять патологические эффекты старения без снижения калорийности рациона.
Другая стратегия, которая, возможно, способна замедлить старение, связана с тренировкой систем ответа на стресс. Идея заключается в том, что умеренное напряжение организма, скажем, путем закаливания или физических упражнений, усиливает выделение свободных радикалов, которые признаются одними из главных драйверов старения адептами всех теорий, объясняющих его причины. Такой небольшой всплеск активных форм кислорода хотя и повреждает клетки, но при этом запускает системы адаптации, которые позволяют организму лучше справляться с более мощными стрессовыми воздействиями. Но, опять же, пока не существует каких-то прописанных алгоритмов и норм для такой тренировочной стрессовой подготовки.

Источник —Telegram-канал биолога Ирины Якутенко «Безвольные каменщики»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
