Прибалтика 17 июня 2013, 03:22

Носок пятидесятилетней выдержки

Эрик Клэптон выступил в Риге Концерт рок Британский певец и гитарист Эрик Клэптон впервые дал концерт в латвийской столице.

В гастрольном графике Эрика Клэптона на 2013 год — лишь 42 даты в США и Европе. Юбилейное турне можно считать эксклюзивным — музыкант активно играет в Центральной Европе и, как всегда, целую неделю в лондонском Королевском Альберт-холле, но полностью игнорирует Скандинавию и Россию. Зато в страны Балтии, куда до сих пор его нога не ступала, господин Клэптон приехал с двумя концертами, состоявшимися на самых больших спортивных аренах Каунаса и Риги.

На стендах сувенирной продукции этого турне можно купить не только футболки, но и буклет, в котором, как в бухгалтерском документе, сухо перечислены все до единого живые выступления классика с конца 1962 года — как сольные, так и со всеми его группами. Данные собирались по многочисленным архивам, подсчитано, что за 50 лет Эрик Клэптон дал более 3 тыс. концертов в 58 странах.

Археологический, но не ностальгический уклон характерен для всего шоу музыканта: половина программы отдана кавер-версиям из мира старинного рок-н-ролла, блюза, кантри-музыки и R'n'B, не зря господина Клэптона уже несколько десятилетий считают «главным колонистом» в британском роке. Являясь одной из величайших фигур, повлиявших на звучание современной гитарной музыки, 68-летний Эрик Клэптон остается одним из самых расслабленных и спокойных героев. В этом турне он нисколько не напрягается, чтобы продвигать вышедший весной новый альбом с самоироничным названием «Old Sock»,— из него в концерт вошла всего одна песня «Gotta Get Over», на диске она записана в дуэте с лихой фанк-соул-дивой Чакой Хан.

«Старым носком» в шоу и не пахнет (в интервью BBC певец сообщил, что название диска пришло ему в голову после разговора с Дэвидом Боуи). Сет-лист юбилейного вечера Эрика Клэптона — это не ретроспектива, не набор лучших песен и хитов, не парад премьер, а автобиографический гобелен, сотканный выдающимся артистом из композиций своих собственных учителей и фаворитов. Главные из них — это Джей Джей Кейл, с которым Эрик Клэптон регулярно выступает и записывается, и гранд блюза первой половины XX века Роберт Джонсон.

Припасенный к финалу «Cocaine» Джей Джей Кейла вступает в магическую реакцию с тремя сочинениями Роберта Джонсона «Love In Vain», «Crossroads» и «Little Queen Of Spades», и Эрик Клэптон в этих песнях становится еще более похож на себя, чем в собственных суперхитах 90-х годов «My Father's Eyes» и «Tears In Heaven», которые вернулись в его концертный репертуар после десятилетней паузы.

Хоть турне и приурочено к круглой дате, атмосфера на концерте скорее не праздничная, а творчески-рабочая.

Господин Клэптон ведет себя скромно, он крайне немногословен. Неординарность своего музыкального дарования он подчеркивает каким-то поразительно обыденным внешним видом — немного усталый седовласый господин в потертых джинсах и темно-синей рубашке поло мало похож на бога с гитарой. Артистизм живет в его музыке, в прикосновении пальцев к струнам. Эти прикосновения транслируются на видеоэкранах, в форме двух полуокружностей подвешенных высоко над сценой.

Играя с благородной отстраненностью и безо всякого желания казаться привлекательным, Эрик Клэптон в течение двух часов без проблем удерживает внимание десятитысячного зала. Он, кажется, вообще не улыбается и давно освобожден от необходимости симулировать блеск в глазах, когда возвращается, чтобы сыграть на бис молниеносную версию песни «Sunshine Of Your Love» группы Cream и поставить точку в концерте животворящим блюз-роком «High Time We Went» из репертуара Джо Кокера начала 70-х. Виртуозный старческий блюз в исполнении Эрика Клэптона оказывается музыкой на все времена и случаи жизни.

Источник: www.kommersant.ru
Теги: Клэптон, ЭРИК, ДЖЕЙ, Турне, Клэпт