Россия 21 октября 2020, 18:11

Истребители Northrop F-5 на службе ВВС Бразилии

Истребители F-5EM одной из частей ВВС В середине семидесятых годов ВВС Бразилии получили первые истребители Northrop F-5 американского производства.

В дальнейшем имели место новые контракты, позволившие создать достаточно многочисленный парк техники. В последние десятилетия принимались меры по модернизации самолетов, благодаря чему они остаются на вооружении до сих пор и смогут служить в обозримом будущем. Формирование парка Первый контракт на закупку самолетов Northrop F-5 для ВВС Бразилии был подписан в октябре 1974 г.

Он предусматривал поставку 36 одноместных истребителей модификации F-5E Tiger II и 6 двухместных учебно-боевых F-5B Freedom Fighter. Стоимость контракта составила 72 млн долл. (ок. 365 млн долл. в нынешних ценах). Первые самолеты были переданы заказчику весной 1975 г., после чего поставки продолжились. За несколько лет на новую технику перевели три эскадрильи.

В 1988 г. появилось новое бразильско-американское соглашение. Оно предусматривало передачу 22 самолетов F-5E и 6 F-5F из наличия ВВС США. Поставка этой техники позволила отказаться от самолетов старой модификации. Так, в 1990 г. остававшиеся на вооружении F-5B в количестве 5 ед. списали и передали музеям. Их место в войсках заняли более новые F-5F.

Последняя закупка истребителей F-5 состоялась относительно недавно. В 2009 г. ВВС Бразилии купили у Иордании 8 истребителей F-5E и 3 учебно-боевых самолета F-5F. За машины 1975-80 годов выпуска заплатили 21 млн долл. (ок. 25 миллионов в нынешних ценах). Таким образом, с 1974 по 2009 г. Бразилия приобрела 81 самолет семейства F-5. За годы эксплуатации значительная часть машин была потеряна или списана по различным причинам.

Оставшиеся самолеты прошли модернизацию и продолжают службу. По открытым данным, в настоящее время на вооружении имеется 43 самолета F-5EM и всего 3 двухместных F-5FM. Эта техника распределена между пятью эскадрильями. Процессы обновления В течение первых десятилетий самолеты F-5B/E/F эксплуатировались в базовой конфигурации и без каких-либо доработок. К началу двухтысячных годов стало ясно, что эти истребители нуждаются в глубокой модернизации.

С ее помощью можно было продлить сроки эксплуатации, а также улучшить боевые качества. Двухместный учебно-боевой F-5FM Проект с рабочим обозначением F-5M запустили в 2001 г. Разработчиками программы модернизации стали компании Embraer и AEL Sistemas (бразильская «дочка» израильской Elbit Systems). Проектирование заняло несколько лет, и к концу 2004 г. подрядчики представили опытный самолет F-5FM с полным набором доработок.

Первый модернизированный F-5EM появился позже, в сентябре 2005-го. В том же году подписали договоры о модернизации 43 самолетов F-5E и 3 F-5F общей стоимостью 285 млн долл. По условиям соглашений, работы должны были завершиться до 2007 г. Капитальный ремонт и переоснащение самолетов осуществлялось на заводе Embraer в г. Гавиан-Пейшоту. Основными поставщиками аппаратуры для модернизации стали AEL Sistemas и Elbit Systems.

Работы столкнулись с некоторыми трудностями, из-за чего выполнение контракта затянулось. Так, до конца 2007 г. удалось модернизировать лишь половину наличного парка. Работы по 46 F-5E/F продолжались до 2013 г. Во время переговоров по приобретению истребителей у Иордании предполагалось, что эта техника тоже пройдет модернизацию по программе F-5M. Однако подобные работы неоднократно откладывались, а приобретенные самолеты использовались в качестве источника запчастей для ремонта строевой техники.

Лишь в середине десятых годов было принято решение о модернизации нескольких «иорданских» F-5F. Одной из главных причин этого стала потеря двух учебных машин, прошедших модернизацию ранее. Церемония передачи последнего модернизированного F-5FM 14 октября 2020 г. на заводе Embraer состоялась торжественная церемония приемки очередного – и последнего – истребителя F-5FM. Таким образом, программа модернизации истребителей семейства F-5 успешно завершена.

За 15 лет ремонт и обновление прошли 49 самолетов разных модификаций и разного возраста. Ремонт и модернизация Целью проекта F-5M было восстановление технической готовности, продление сроков службы и повышение основных характеристик имеющихся самолетов. За счет этих мер истребители могли бы поддерживать требуемую боеспособность ВВС и оставаться в строю в будущем, до появления на вооружении совершенно новой техники. В рамках обновления по проекту F-5M осуществлялся капитальный ремонт планера, общесамолетных систем и двигателей с продлением срока службы на 15 лет.

Кроме того, осуществлялись различные доработки, в первую очередь связанные с монтажом новой аппаратуры. Самолеты получили приемник системы дозаправки в воздухе. Последний обновленный самолет Использован обновленный прицельно-навигационный комплекс, центральным элементом которого является радиолокационная станция Leonardo Grifo F. Это импульсный доплеровский локатор с механическим сканированием, способный сопровождать несколько целей в воздухе и на земле.

Система навигации построена на инерциальном и спутниковом компонентах. Самолеты оснащены средствами связи разработки Embraer, обеспечивающими обмен данными с самолетами ДРЛОиУ E-99 и штабами. Полностью обновлено оснащение кабины. Используются несколько жидкокристаллических мониторов с возможностью вывода любой информации. Применен современный индикатор на лобовом стекле.

Все эти средства могут использоваться с очками ночного видения. В органах управления реализован принцип HOTAS – пилот осуществляет все операции, не убирая рук с ручек. Компания AEL Sistemas предоставила новый шлем пилота с нашлемной системой целеуказания. Разработан современный бортовой комплекс обороны. Он включает датчики облучения и систему предупреждения, систему радиоэлектронной борьбы Rafael Sky Shield, пусковые устройства ложных целей и т.д.

Первый JAS 39E, переданный ВВС Бразилии Модернизированные самолеты сохраняют возможность применения вооружений исходного F-5E/F. При этом обеспечена совместимость с рядом современных образцов. Для ближнего боя предлагаются управляемые ракеты «воздух-воздух» Rafael Python 4/5; для дальнего – Rafael Derby. Атака наземных целей теперь может осуществляться с использованием управляемых авиабомб, в т.ч.

с лазерным наведением. С прошлого года на F-5M испытывается ракета «воздух-земля» MICLA-BR бразильской разработки. В целом речь идет о достаточно удачной модернизации с получением всех необходимых возможностей. Основные летно-технические характеристики остаются на прежнем уровне, но система дозаправки увеличивает возможную дальность и продолжительность полета. Одновременно с этим в разы вырастают навигационные и боевые возможности во всех ожидаемых условиях.

Наконец, модернизация истребителей F-5 позволила повысить потенциал ВВС до требуемого уровня без закупки недешевой новой техники. Перспективы ВВС Модернизация по проекту F-5M продлевает эксплуатацию истребителей F-5E/F на 15 лет. Первые машины прошли обновление в 2005-2006 гг., а последнюю сдали буквально на днях. Это означает, что самые старые F-5EM уже приближаются к финалу назначенного срока службы, а техника, прошедшая ремонт позже, сможет оставаться в строю и в будущем.

В ближайшие годы T-5M и JAS 39E/F будут служить вместе Такие обстоятельства еще несколько лет назад учли при планировании дальнейшего развития ВВС. Актуальные планы предусматривают сохранение F-5M на вооружении в течение максимально возможного времени с дальнейшей их заменой современной техникой. В октябре 2014 г. Бразилия и Швеция подписали контракт стоимостью 5,44 млрд долл.

США на поставку 28 истребителей Saab JAS 39E Gripen E и 8 двухместных JAS 39F Gripen F. Первый самолет этого заказа был построен летом 2019 г. и в сентябре передан на совместные испытания. В сентябре 2020 г. машину переправили в Бразилию, и на данный момент проводятся полеты перед официальным принятием на вооружение. Официальная презентация самолета состоится на днях.

Полномасштабные поставки «Грипенов» запустят в следующем году, и не позднее 2023-24 гг. Бразилия получит все заказанные самолеты. Получение 36 самолетов шведской и лицензионной сборки позволит заменить большую часть парка модернизированных F-5EM/FM, как минимум, без потерь в боеспособности ВВС. Кроме того, Бразилия планирует продолжить закупку JAS 39. По расчетам, для полноценного обновления тактической авиации необходимо 108 таких самолетов.

Если будут подписаны новые контракты, то в течение следующих 5-10 лет Gripen E/F вытеснит устаревшую технику и станет основным боевым самолетом бразильских ВВС. Успешное выполнение имеющегося контракта на JAS 39 Gripen и возможное появление новых заказов на эту технику предопределяет перспективы F-5M и некоторых других бразильских самолетов: со временем все они пойдут под замену. При этом вполне возможно, что к моменту окончания службы наиболее старые истребители семейства F-5 успеют отметить полувековой юбилей.

Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.
Теги: ВВС, Самолёт, Истребитель, Модернизация, Самолет