Россия 27 октября 2020, 11:12

О необходимости строительства ледоколов «Лидер» и российских перспективах в Арктике

Россия готовится к постройке трех самых мощных в мире атомных ледоколов проекта «Лидер».

Об этом говорится в указе президента «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Как известно, Россия занимает первое место в мире по уровню развития ледокольного флота. Более ни одна страна мира, включая и имеющие выход к арктическим морям США или Канаду, не обладает ледоколами такого качества и уровня, как наша страна.

Это повод для гордости, но нет никаких сомнений в том, что постоянная конкуренция в Арктическом регионе заставляет не останавливаться на достигнутом и продолжать развитие атомного и обычного ледокольного флота. Атомные ледоколы проекта «Лидер» способны обеспечить круглогодичное прохождение судов по Северному морскому пути. Характеристики проекта впечатляют: у ледоколов «Лидер» мощность – 120 МВт на валах, скорость хода – 22 узла, длина – 209 метров, ширина – 47,7 метра.

Водоизмещение ледокола при осадке по кильватерной линии – около 70 тысяч тонн. Основные компоненты двигателя ледокола – ядерная энергетическая установка с 2 реакторами РИТМ-400, паротурбинная установка с четырьмя турбогенераторами по 37 МВт каждый, система электродвижения с 4 гребными электродвигателями по 30 МВт каждый. Ледоколы рассчитаны на срок эксплуатации в 40 лет.

Первые модельные испытания ледокола начались еще в марте 2019 года, а 23 апреля 2020 года был подписан контракт на строительство ледокола «Лидер» между «Росатомфлотом» и верфью «Звезда». К 2027 году ожидается завершение строительства первого ледокола, а к 2033 году – всех трех ледоколов проекта «Лидер». Финансирование строительства будет осуществляться исключительно за счет бюджетных средств, чтобы исключить возможные перебои и промедления.

В этом нет ничего удивительного, поскольку запуск серии из трех атомных ледоколов имеет стратегическое значение для страны в условиях растущей конкуренции в Арктике. Макет ледокола типа «Лидер». Фото: Википедия // ПАО ЦКБ «Айсберг» Кроме ледоколов «Лидер» Россия рассчитывает до 2035 года построить и 5 ледоколов проекта 22220 – самых больших в современном мире. Длина ледокола такого проекта составляет 173,3 метра, а ширина – 34 метра.

Ледоколы данного типа будут обеспечивать прохождение караванов судов в арктических морях, пробивая лед толщиной до 3 метров. В первую очередь, им предстоит сопровождать танкеры с сырьем с месторождений Ямала и Гыданского полуострова, а также с шельфа Карского моря. Поскольку главными покупателями сырья являются страны Восточной Азии, ледоколы будут следовать преимущественно в направлении Тихоокеанского региона. Их запуск интересен России и с точки зрения открывающихся дополнительных финансовых возможностей.

Несомненно, что ледоколы будут играть очень важную роль и в освоении других возможностей Арктики. Глобальное потепление может превратить российский Крайний Север в очень перспективный регион, где возникнут новые промышленные предприятия, логистические центры и даже населенные пункты. Подобная стратегия российского государства, кстати, довольно страшит западные страны. При этом Запад оказался в странной ситуации: с одной стороны, строительство новых ледоколов не может радовать американские, британские, канадские власти, но с другой стороны без российских ледоколов в данный момент невозможно движение судов по Северному морскому пути.

Иностранные судоходные компании в сложившейся ситуации вынуждены признавать сложившийся порядок вещей и обращаться каждый раз за помощью России в прохождении участков Северного морского пути. Сейчас главное для бюджета – изыскать средства на строительства ледоколов. Ведь стоимость головного ледокола составит 111,524 миллиарда рублей. По крайней мере, именно такие цифры называются в материалах к проекту бюджета РФ на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.
Теги: Ледокол, Проект, Страна, МВТ, СУД