Нагорный Карабах: реки крови и пятна нефти
Степанакерт не взят, непризнанная республика, пусть изрядно урезанная, остаётся на картах. При этом Еревану уже не оставлено никаких шансов спускать ситуацию на тормозах. Придётся как-то удерживать автономию, поскольку всё иное будет воспринято как национальное предательство.
После очередного обострения наступила патовая ситуация, точнее цугцванг практически для всех заинтересованных сторон. В том числе не только для России, но и для Ирана, и Турции. Сколько бы Баку изо всех сил не убеждал мир в своей победе. Это – не более, чем попытка завуалировать множество проблем, вставших теперь перед страной. Ведь наряду с необходимостью позволить Карабаху оставаться проармянским, речь идёт о неизбежном осложнении отношений с целым рядом стран, готовых принять сторону Армении.
Там в авангарде, как известно, числится Франция. Но помимо этого резко осложняется поддержание и развитие связей с Нахичеванью – своеобразным «азербайджанским» зеркалом «армянского» Карабаха. Вскрытие показало И наконец, короткая война вскрыла тот факт, что нефтяной след конфликта между Азербайджаном и Арменией — вполне очевиден. А такое «вскрытие» явно подрывает сомнительный миролюбивый имидж Баку.
Ещё в конце 80-х годов обострение политической ситуации в НКАО удивительным образом совпало… с окончанием там (к 1987-му) очередной серии геологоразведочных работ. Эти исследования не просто так затронули и ряд сопредельных районов. Они проводились под эгидой управления «АзГеологии» Мингеологии СССР. Их результаты, показавшие наличие в том ареале промышленных запасов нефти и попутного газа, были закрыты для широкой профессиональной аудитории.
В то же время поддержка Ереваном устремлений преобладающего — армянского населения НКАО вывести её из состава Азербайджана, похоже, не в последнюю очередь была обусловлена топливным фактором. Это очень важно с учётом изначальной 100% зависимости Армении от импорта не только нефтегазового сырья, но и продуктов его переработки. Тем более, что, как известно, такая зависимость сохраняется и поныне.
Да ещё при том, что к середине 80-х годов в совокупном объеме ввоза в Армению этого сырья и продуктов нефте- и газопереработки доля Азербайджана составляла, как минимум, 60%. Газопровод из Азербайджана (Акстафа) в Армению исправно работал в 1960-х – 1980-х годах. Бакинские промыслы – вне конкуренции Заслуженный геолог Азербайджанской ССР Арсен Цатуров (1904–1993) отмечал, что закрытость подробных данных о той геологоразведке была обусловлена нежеланием руководства Азербайджана «стимулировать индустриализацию «проереванского» Нагорного Карабаха и создавать конкуренцию нефтегазовым закромам в азербайджанском секторе Каспия». Невдалеке от столицы Азербайджана такое допустить в те времена было просто невозможно.
А в более широком контексте, Цатуров напоминал, что: «в последние 20 лет советской власти советское правительство и, тем более, Мингеологии СССР не имели никаких рычагов воздействия на руководителей союзных республик в отношении разработок новых месторождений нефти, газа, руд черных и цветных металлов. Это положение особенно ощущалось в республиках Закавказья и в Узбекистане».
По данным азербайджанского учёного, основанным, в том числе на результатах упомянутой геологоразведки, «можно утверждать, что вся территория Нагорного Карабаха перспективна на нефть. Например, разведочные работы на двух буровых в Физулинском и Джебраильском районах (в середине 1980-х) дали хорошие результаты». Плюс к тому, «здесь прогнозируются крупные запасы малосернистой, в основном, нефти», а также имеются «хорошие предпосылки для проведения работ по доразведке нефти и попутного газа в Агдамском и Мартунинскомм районах».
По тем же данным и по информации аналитического портала «Lragir» (Ереван) от 10.06.2011 г., в Карабахской углеводородной провинции (КГП) прогнозные запасы нефти могут составлять до 250–300 млн тонн. Уточним, КГП включает нагорный, равнинный Карабах и примыкающий к бывшей автономии Лачинский район (он между Арменией и бывшей НКАО), то есть практически всю территорию последнего конфликта. Причем не меньше 60% объема этих ресурсов приходится на южный сектор этой провинции (примыкающий к её границе с Ираном).
Переоценка ценностей Эти выводы, в основном, совпадают с результатами аэрокосмической геологоразведки в том же регионе, проведённой в конце 1990-х — начале 2000-х годов Университетом им. Джона Хопкинса (Балтимор, США). Характерна весьма схожая оценка тех же ресурсов в Карабахе агентством международной нефтегазовой информации RCC от 18 апреля 2016 года. Оно сообщает, что в КУП прогнозные запасы нефти (мало- и высокосернистой) могут составлять до 250–300 млн тонн.
Преобладающая часть этих ресурсов была разведана еще в 50-х – середине 70-х годов, а разбросаны они как по самому Нагорному Карабаху, так и по ряду примыкающих к нему районов. Также сообщалось, что «по оценкам Университета им. Джона Хопкинса, в долине Аракса, часть которой (до трети общей протяженности этой долины) распространяется и на южную часть Нагорного Карабаха, имеется три месторождения нефти и газа с общими запасами не менее 150 млн тонн нефти и до 250 млрд кубометров газа». В той же долине, как уточняет RCC, находится до семи нефтяных и газовых локальных «ловушек», где сосредоточено, в целом, до 2–5 млн тонн нефти и 10–20 млрд кубометров газа.
А в Лачинском районе «еще на рубеже 50-х и 60-х годов были выявлены признаки крупных запасов нефтесодержащего сырья». Кстати, в уже давнем (1960 г.) исследовании геологов М. Султанова и Т. Шахсуварова «Геологические экскурсии по Азербайджану», выпущенном бакинским издательством «Азэрнефтнэшр», отмечено, что: «в Лачинском районе известны проявления копала в промышленном количестве. Копал – погребённая затвердевшая смола некоторых видов растений: она легко воспламеняется, при этом пахнет горючей серой.
Копал является очень ценным сырьем для нефтехимии — например, для лакокрасочной промышленности». Заметим, что эта книга-исследование (тираж которой лишь 1 тыс. экз.) поныне не переиздана в Азербайджане. В свою очередь известный советский и российский геолог Владимир Буканов (1930–2018) тоже подтверждал наличие крупного месторождения копала в Лачинском районе (Горчинское).
Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.