Россия 30 декабря 2020, 00:09

Госсовет, Госплан, госкапитализм – это выбор России?

Прошло чуть больше месяца с тех пор, как в России перетряхнули институты развития, вроде Роснано, Сколково и разных прочих МСП, РЭЦ и ЭКСАР (Оптимизация оптимизаторов).

И стратегия, и развитие После такой встряски для Чубайса и целой когорты его соратников, само слово «развитие» буквально не сходит с уст наших чиновников и управленцев. Впрочем, топ-менеджеров по развитию перетряхнули в пользу конторы с чуть менее сомнительной репутацией – ВЭБ.РФ.

Её, как известно, с некоторых пор возглавляет Игорь Шувалов – многократный министр и вице-премьер. Шувалов давно записан в покровители либерального крыла реформаторов, впереди которого традиционно числятся только Дмитрий Медведев и Аркадий Дворкович. Само по себе создание такого супермонстра, к которому просто нельзя не присоседиться, изначально сулило слишком уж большие суммы. Сами понимаете, подо что.

Однако, похоже, чиновное чутье в этот раз обмануло очень многих. Напомню, отнюдь не случайно финансовые параметры проектов, которые будут запущены, а точнее, пропущены через ВЭБ.РФ, по-прежнему никому неизвестны. Но буквально на днях стало ясно, что запредельных финансовых возможностей у корпорации Шувалова не будет по определению. И это, несмотря на всю шумиху и желание охватить максимально возможное в сферах развития.

Финансовый облом для ВЭБ.РФ, который мало кто вообще заметил, случился буквально на днях. После очередного, но первого после реорганизации институтов развития заседания Госсовета. В Госсовете, напомню, на второй (то есть во многом ключевой) позиции нет вечного экс-президента Медведева. В отличие от ряда иных структур (к примеру, Совбеза с Дмитрием Анатольевичем), второго номера в Госсовете нет по определению. Есть секретарь Игорь Левитин.

Но какой уж тут «второй»? В центре притяжения Зато у президента в Госсовете прямо-таки руки развязаны. Хотя мы же не Америка, и никому и в голову не пришло бы их связывать. У нас республика – президентская. А не схваченная на живую нитку из нескольких десятков штатов с такой независимостью, о которой в России ни одна автономия и мечтать не посмеет. Главное, что через Госсовет можно максимально оперативно провести такие решения, которые потом Думе и Совфеду останется только проштамповать – «Одобрено!» Именно такое и было проделано на минувшей неделе.

Госсовет принял ни много ни мало – госплан. Его было решено назвать достаточно скромно – «Национальные цели развития». Но под него заложены и пресловутые Национальные проекты и Государственные программы. В единый план (кстати, вполне однозначно – не концептуальный, а финансовый) вошёл и целый ряд уже забытых положений из Концепции–2020.(Социальные обязательства и капиталистические обстоятельства). Концепция эта была, пожалуй, первой в постреформенной России реальной попыткой перенять опыт советского планирования в масштабах страны.

Однако, как и отраслевые аналоги (вроде Стратегии–2030 у РЖД или энергетической программы с тем же конечным сроком) Концепция имела недостаток – нехватку конкретики с цифрами прописью. Не было у Концепции и прямой связи с теми же нацпроектами, отсутствовала и преемственность. С новыми идеями Госсовета всё иначе, они даже прорабатывались в Центре национальных проектов, который вот-вот может превратиться в аналог союзного Госплана. Единый стратегический документ был представлен на днях Госсовету премьером Мишустиным – это настоящий план, ещё не пятилетний, а трёхлетний.

Что даже лучше, менять меньше придётся. Под него уже сформированы межведомственные группы – но этим вообще-то никого не удивишь. В плане имеется всё, что такому документу полагается. Есть цели – повышение уровня жизни людей, формирование комфортной среды для развития. Роспись по регионам, сроки и ответственные за исполнение. Есть даже единая система управления.

Разумеется, цифровая. Но главное – прописано бюджетное обеспечение. И есть ощущение, что стричь купоны с неожиданной финансовой революции у чиновничества вряд ли получится. Слишком уж многое сделано по проверенным советским лекалам. Кто нам мешает, тот нам поможет Вот тут, читатели, держитесь за стулья – под новый план выделяется 39 триллионов рублей. То есть в шесть с лишним раз больше, чем на национальные проекты.

Нельзя исключать, что средства на них и вовсе войдут в соответствующие статьи расходов Единого плана. За это, быть может, ещё придётся сказать отдельное спасибо – какая-никакая, но экономия бюджетных средств. Для страны, которая семимильными шагами идёт в сторону наращивания бюджетных доходов, а также бюджетных, как следствие, инвестиций – обстоятельство крайне важное. Прошло всего несколько лет с тех пор, когда под государственное управление или же прямо в государственную собственность стали возвращаться активы, приватизированные по Чубайсу ещё в 90-е годы.

И то, что начиналось всё с ЮКОСа, ничуть не отменяет самого факта. Присутствие государства в той или иной отрасли становится, как правило, решающим. Но оформляется по всем законам капитализма – в виде акционерной собственности. Рядовые примеры обратного рода (к примеру, выставление на продажу 17 % акций первого телеканала) смущать не должны – приоритет государства и там сохраняется. В тенденцию вполне вписались даже пресловутые народные IPO.

Не говоря уже о медленном, но верном выуживании потенциально стратегических активов из многочисленных офшоров. Если бы дело шло к полному отказу от офшоризации, то это можно было бы только приветствовать. Но это случится, увы, явно не скоро. Тем не менее, перевод олигархов на положение, сходное с тем, что было когда-то у пресловутых «красных директоров», тоже что-то вроде тенденции. Позиции государства в госкапитализме со всей очевидностью становятся сильнее.

Становится ли от этого сильнее само государство? Вот это уже не столь очевидно. И какое это вообще государство? Тоже вопрос. Определение «социальное», несмотря на то, что оно считается почти обязательным, оправдывается с очень уж большим скрипом. Мечта настоящего марксиста В идеале для любого уважающего себя марксиста, как впрочем, и для анархиста, государство после великих революций должно отмереть. Но если для анархиста – лучше сразу и навсегда, то для коммуниста – скорее поздно, чем рано.

Для начала ведь надо ещё коммунизм построить, к которому, минуя фазу социализма, никак не подберёшься. И социализм тоже надо строить. И лучше через НЭП, то есть что-то подобное государственному капитализму, который сейчас (что бы там не говорили наследники Мао) имеет место быть в Китае. В России, кажется, после десятилетий идеологического и экономического межвременья, намечается тренд на переход от дикого капитализма к схожему с китайским –государственному. Почему берусь утверждать, что и в Китае, и в России почти никаких следов реального социализма не осталось? Да просто, опираясь на саму структуру собственности: и там, и тут.

Надо ли доказывать, что нет в наших великих державах той настоящей народной собственности на средства производства, которая (в отличие от частной) отрицает эксплуатацию человека человеком? Государственной собственности, опять же – (и там, и тут) уже с избытком. А эксплуатация остаётся. Да ещё и нарастает. Просто прямо указать пальцем на эксплуататора становится по прошествии времени всё сложнее.

А то же государство, как в России, так и в Китае, со всеми его казнями, национализациями и лозунгами на зависть Ильичу, давно срослось с акулами капитализма, помогая им маскироваться под верных ленинцев. В России для этого потребовался (имеющий просто множество прецедентов в истории) чиновный реванш, который в Китае приобрёл свою оригинальную форму, красиво завуалированную под адаптацию к условиям мирового развития. По сути говоря, никакого социализма (ни реального – в конце 30-х годов, ни развитого – в 1977 году) в Советском Союзе построить так и не удалось.

В Китае (что бы там не твердили местные СМИ и разбросанные по миру истинные ленинцы-сталинцы), убеждён – тоже.

Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.
Теги: Вития, Китай, Собственность, Государство, ТУТ