Россия 6 июня 2021, 18:11

История создания космического скафандра «Сокол-К»

Космический скафандр «Сокол» является визитной карточной не только разработавшего его предприятия АО «НПП «Звезда», но и всей отечественной космонавтики в целом, так как начиная с 1973 года (Союз-12) все без исключения отечественные космонавты применяют скафандры этого семейства в обязательном порядке.

В то же время история создания скафандра «Сокол К» достаточно интересна и, что самое главное – мало освещена. 1969 В 1969 году при создании ОС «Салют» была проведена модернизация КК «Союз», обеспечившая переход экипажа на станцию через внутренний люк в узле стыковки корабля без выхода космонавтов в открытый космос.

Таким образом на новых кораблях, получивших индекс 7К-Т, отпала потребность в скафандрах «Ястреб». А применение спасательных скафандров на кораблях этого типа документацией не предусматривалось. 1971 К большому сожалению, за такую самоуверенность пришлось заплатить высокую цену: 30 июня 1971 года второй полет корабля этой серии (Союз-11) закончился гибелью всего экипажа из-за разгерметизации кабины. А перед «Звездой» поставили задачу в кратчайшие сроки разработать спасательный скафандр.

Пикантность ситуации заключалась в том, что ранее созданные скафандры (СК-1, Беркут и Ястреб) не подходили для этих целей, так как либо не сочетались с новым креслом, либо предназначались для внекорабельной деятельности. Предприятие «Звезда» рассматривало два основных варианта «спасательного снаряжения». Во-первых, использование высотно-компенсирующего костюма (ВКК-47).

Во-вторых, применение авиационного скафандра «Сокол». В результате примерок макетов и анализа возможных схем кислородного питания, а также массы выбор пал на авиационный «Сокол». Естественно, авиационный СК «Сокол» потребовал существенных доработок, облегчивших СК: – Вместо металлического шлема с шейным гермоподшипником был спроектирован «мягкий» шлем, переднюю часть которого составляло откидное остекление, а задняя –являлась продолжением оболочки скафандра. По нижнему обрезу остекления располагался разъем шлема, состоящий из двух полурамок шарнирно соединенных в височной зоне.

– Были демонтированы все лишние элементы в виде шнуровки поверхности оболочки. – Отказались от вентиляционного костюма. – Регулятор давления перебрался с бедренной части левой ноги в область живота и т.п. СК использовался в комплекте с х/б бельем, шлемофоном и медицинскими датчиками, а закрой скафандра обеспечивал эргономичное размещение космонавта в позе «эмбриона», обусловленной не только габаритами кресла и размерами СА, но и переносимостью перегрузок. Новый скафандр получил название «Сокол-К» (космический).

От сроков разработки космического скафандра зависело время старта следующего корабля «Союз». А так как на «Звезде» имелся задел на авиационные «Соколы», то уже к концу 1971 года были доработаны 5 имевшихся авиационных скафандра «Сокол», с которыми проводились лабораторные испытания и разрабатывался полный пакет технической документации. 1972 В первой половине 1972 года было изготовлено еще 8 образцов «Сокол-К».

В 1972 году был закончен полный комплекс заводских технических и физиологических испытаний. 1973 А 27 сентября 1973 года – началось штатное применение скафандров семейства «Сокол» (Сокол-К) на кораблях «Союз». 2021 Заложенные в «Сокол-К» технические решения оказались настолько удачными, что «Сокол» (модификация Сокол-КВ2) продолжает эксплуатироваться и в настоящее время, не утратив потенциала для дальнейшей модернизации (Сокол-М). Но это уже совсем другая история.

Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.
Теги: Скафандр, Корабль, Менение, Экипаж, ШЛЕМ