Всеукраинский референдум: хроники лизоблюдства

1 декабря 1991 года мы ждали 350 лет.
Как Ющенко поведет Украину к Ярославу Мудрому, или 18 лет референдуму
1 декабря 1991 года Всеукраинский референдум провозгласил Акт о независимости
В отличие от официального Дня Независимости — 24 августа — 1 декабря празднуется скромно. В этом году торжество по случаю 18 годовщины референдума прошло в Украинском доме.
Увы, грядущие выборы опошлили праздник.
Среди почетных гостей были организаторы референдума: академик, и.о. директора Украинского института национальной памяти Игорь Юхновский, поет Иван Драч, политик Левко Лукьяненко, диссидент Олесь Шевченко. Присутствовал и президент Виктор Ющенко. Зато спикер Верховной Рады Владимир Литвин, лидер оппозиционной Партии регионов Виктор Янукович и премьер Юлия Тимошенко мероприятие проигнорировали. Вместо главы правительства рядом с Ющенко сел вице-премьер-министр Иван Васюник, затем — уволенный министр обороны Юрий Ехануров, бывшая регионалка, а ныне — секретарь СНБО Раиса Богатырева, нашеукраинка Лилия Григорович и единоцентристка Оксана Билозир.
Отсутствие в зале конкурентов Ющенко на выборах говорило о скором превращении праздника в агитационную площадку президента.
Опасения подтвердились.
«Что бы нам посоветовали США?»
Первым выступал бывший политзаключенный Олесь Шевченко. «Помню, как в 1991 году уже 25 августа из Москвы в Киев на переговоры приехал Станкевич (Сергей Станкевич, государственный советник РСФСР. — »СЕЙЧАС"), Руцкой (Александр Руцкой, вице-президент РФ.
— «СЕЙЧАС»). Я вывожу их на митинг под Верховную Раду. И они слышат, как люди кричат: «Украина без Москвы!» На этом переговоры закончились", — вспомнил о подготовке референдума Шевченко.
Многие сегодня спрашивают, зачем нужно было проводить опрос граждан, ведь независимость Украины уже провозгласили, размышлял выступающий. «Но не будем забывать, что СССР еще существовал до 8 декабря 1991 года во главе с президентом Михаилом Горбачевым.
А в парламенте сидела „группа 239“ (коммунистическое большинство, которое возглавлял Александр Мороз. — »СЕЙЧАС"). Любое решение о независимости они могли перечеркнуть. Я так благодарен Юхновскому, которому пришла в голову идея о референдуме", — заявил Шевченко.
«Полдня я ходил по гостиничному номеру, готовясь к внеочередной сессии парламента 24 августа 1991 года, — вышел на сцену Игорь Юхновский. — Я искал слова для доклада, который призвал бы признать независимость.
Я понимал, что Верховная Рада СССР могла наше постановление отменить и похоронить украинскую независимость. Вдруг я начал думать о спокойной политике США во время холодной войны с СССР. Что бы нам посоветовали Штаты? Что-то взвешенное, правильное. И тут меня осенило! Конечно, референдум», — рассказал Юхновский о том, как ему пришла в голову идея референдума.
Леонид Кравчук поставил на голосование в парламенте вопрос о референдуме с удовольствием. Независимости хотели все граждане.
1 декабря за создание государства Украина проголосовало 90% избирателей. В Луганской, Донецкой, Харьковской областях «за» было 80% жителей. В Крыму — 54%, в Севастополе — 57%. «Референдум стал взрывом. Он сломил коммунизм и закрепил национальную независимость не только Украины, а всех республик СССР», — заявил Юхновский.
Драч: Хмара был прав!
Самая большая ошибка инициаторов референдума заключается в том, что они побоялись распустить парламент с коммунистическим большинством, заявил во время выступления Драч.
«Признайтесь в этом все. Мы, рассудительные демократы, тогда ходили к Кравчуку и говорили: „Не нужно распускать парламент“.
А именно тогда и нужно было! — выпалил Драч. — Хмара был прав, когда уговаривал на роспуск. Если бы были парламентские выборы, история пошла бы в нужном русле, без Компартии».
Поклонение Ющенко
Как по взмаху дирижерской палочки, все выступающие закончили свои речи одной мыслью: Виктор Ющенко — единственный кандидат в президенты, который сохранит независимость государства. Остальные претенденты на пост главы государства — предатели Украины.
«Сегодня перед нами стоит вопрос, как не упустить свою государственность, как это было сделано в 1917-1920 годах», — сказал Шевченко.
Присутствующим в зале Олесь Шевченко рассказал историю, которая приключилась с ним недавно в Варшаве. В Польше Шевченко встретил товарища Тариэла Гвиниашвили. «Ты понимаешь, Олесь, сказал он Шевченко.
— Танки РФ в августе 2008 года не пошли на Тбилиси только потому, что Ющенко и другие европейские президенты были с грузинским народом. Вы можете гордиться своим президентом».
Юхновский назвал Ющенко великим украинцем и пожелал ему успехов на выборах. «Референдум в 1991 году дал запас прочности Украине.
Задача сегодняшних политиков — не исчерпать его. Уважаемый Виктор Ющенко, мы верим вам», — сказал академик.
Ющенко: Назад, к истокам
Прежде чем говорить о референдуме-1991, Ющенко, по традиции, окунулся с головой в историю. «Сегодня мы обязаны вспомнить поколения, которые мечтали о независимости Украины. Мы потеряли независимость на долгих 350 лет.
Наша нация пережила трагические периоды, когда существовали Валуевский циркуляр и Эмский указ, которые запрещали самое святое — украинский язык», — напомнил Ющенко о прошлом.
Однако родились люди, которые сказал «Ще не вмерла України ні слава, ні воля». Пришли люди, которые создали Украинскую народную республику, затем Западно-Украинскую народную республику, продолжил Ющенко.
Украинская независимость — это праздник не для всех, намекнул Ющенко на северных соседей и начал говорить о президентских выборах.
«Сегодня мы делаем выбор между независимостью и „сдачей“ Украины. Существует огромная пятая колона, которая постоянно хочет сделать нас хохлами», — давил на страх кандидат в президенты.
Персонально Ющенко «проехался» по Тимошенко. Президент обвинил премьер-министра в скудном финансировании развития украинского языка. На орехи от президента досталось и журналистам.
Ющенко заявил, что в Украине практически нет украинских журналистов, большинство из них — неукраинские.
Закончить выступление Ющенко попытался красиво. Он сказал, что 17 января 2010 года нужно выбирать не фамилию, а систему ценностей: «Есть два варианта: либо стать колонией, либо вернуться домой — туда, где был Ярослав Мудрый, где был князь Владимир». Такие речи Виктора Андреевича зал подержал бурными аплодисментами.
Анна Мамонова,