Блогеры в законе
День блогера России — это, безусловно, приятно. Бессмысленно, совершенно, правда. Все эти "Дни кого-нибудь" — это всегда бессмысленно. Это попахивает каким-то Советским Союзом или Северной Кореей. Потому что учредить День блогера (хотя он давно есть, и международный) — это приятно, спасибо.
А вот защитить блогера — это пока как бы… ээээ… Следующий вопрос?
Собрались мы 22 июля все вместе — и собственно, блогеры, и РАЭК, и любезно принявшая у себя родимая компания Rambler&Co, выросшая в том числе из некогда чисто ЖЖ-шного СУПа, и даже представитель Роскомнадзора, — чтобы обсудить скандальный закон "О блогерах", вступающий в силу вот уже 1 августа. Целью нашей встречи, в общем-то, очень нужной целью, было разобраться непосредственно с законом и прояснить для себя новые правила игры.
А главное — зачем?
Чтобы не утомлять вас длинными рассказами, скажу лишь, что первая часть с докладами была очень вся такая правильная: ЖЖ растет, ЖЖ не умер, охват увеличивается, мы все крутые, алиллуйя. Как истинный сектант ЖЖ, я взомлела и растаяла. Дальше: закон был разработан, чтобы защитить вас же, например, от взлома вашего аккаунта (?!), и чтобы вы, если придете к нам сами и честно зарегистрируетесь, знали, что это как бы защита ваших авторских прав и за хрень, которую будут лить от вашего имени, вы ответственности не несете. Ну ок, случай один на миллион, но в общем-то, наверное, хорошо.
А еще вы приравниваетесь к СМИ, потому что блогеры должны нести ответственность.
Лирическое отступление. Я журналист по образованию, по профессии, и по призванию. Об ответственности журналистов я вопила чуть ли не первая. И тут я согласна — да, пора избавить людей от фейков и клеветы. Да. Но есть и тонкий момент — в ответственности закон блогеров к СМИ приравнивает, а вот в социальной части, в смысле в защите их, не приравнивает ни разу.
Иными словами, будучи блогером, вы обязаны за базаром следить, как говорится, но если на вас наезжают, вы тварь дрожащая и механизмов вашей защиты закон не предусматривает. Не потому что вы плохие, просто не дописали. Ибо писали не для этого.
И вот тут началось. Не дав договорить докладчику, зал взревел: а нам что, если мы придем и зарегистрируемся? Мы готовы к диалогу, мы готовы регистрироваться, мы готовы как угодно и в любой позе, но скажите, зачем это НАМ?
В ответ мычание: "Вам должно быть важно, что государство признает вашу социальную значимость". Зал рыдает. "Ну и еще все будут знать, что вы не бот".
Зал ползает под столом от хохота. "Это в целях вашей же безопасности". Зал тупо хрюкает и молится, чтобы это шапито оказалось сном.
Однако все мы люди взрослые и интеллигентные, так что справились с эмоциями, но исход вечеринки был уже понятен. Все ждали блока вопросов-ответов, уже просто чтобы хоть как-то направить дискуссию в нужные рамки.
Попробую кратко изложить (примерно, это не цитаты, но суть передает) основные вопросы и ответы:
— Что будет, если я не зарегистрируюсь, имея 3 тысячи посещений в день?
— Мы мониторим и у нас есть средства, если нам поступит жалоба на вас или мы увидим, что у вас есть такая посещаемость, мы пошлем вам запрос с требованиемпросьбой зарегистрироваться.
— Какая ответственность предусмотрена за отказ от регистрации? Меня закроют?
— Закроют блог, слово "закроют" я бы не рекомендовал употреблять в общем значении, вас лично не посадят.
— Если меня приравнивают как блогера к СМИ, могу ли я размещать у себя рекламу табака и алкоголя, запрещенную к размещению в СМИ?
— Обратитесь в ФАС, у них на этот счет свое мнение.
— Если вы защищаете общество от лжи в блогах, будете ли вы защищать блогеров от лжи и ботов, которые само же государство и создает?
— Это закон в рамках антитеррористического пакета, он не должен вам нравиться. Это не охранительный, а ограждающий закон.
— Что считать блогом? как человек с ФБ или Твиттером, не имея возможности поставить счетчик, будет знать, должен ли он регистрироваться?
— Мы поставим свои счетчики на все, даже на Инстаграм.
Ждите уведомления.
— Обяжете ли вы Дмитрия Медведева регистрироваться, если он не станет этого делать добровольно?
— Читайте закон и не задавайте провокационных вопросов.
— Сможете ли вы защитить блогера от анонимных жалоб, и кто будет проверять их обоснованность?
— Это станет понятно через месяц.
— А если я блогер и мне нет 18?
— Мы будем руководствоваться здравым смыслом.
— В законе нет понятия "здравый смысл".
— Наверное, поговорим с родителями.
Наверное?
— А если я не хочу у вас регистрироваться?
— Мы зарегистрируем вас сами, если ваша статистика подходит.
— Что для меня будет означать ответственность после регистрации?
— Вы несете ответственность за размещенную информацию и за содержание своих комментариев.
ЧТО?!
В общем, таких вопросов было много. Вопросов без ответов.
Точно так же непонятно, что делать тем, кто живет за границей и является топовым блогером — ведь в законе нет трактовки этого момента. Есть размытые привязки к территории и гражданству, но ведь это "антитеррористический пакет", так что кто его знает, куда это червоне дышло вышло по итогу.
Я уже не стала троллить и спрашивать, а что делать крымчанам, которые могут показывать то такой паспорт, то такой, и по какому же их будут судить, если они с тремя тысячами в сутки напишут что-то не то.
Потому что вопросы резко свернули. Господа изволили спешить.
Откровенно говоря, я хочу таких встреч.
Я хочу возможностей обсуждать. Я хочу быть хорошим блогером с ответственностью. Хочу такой же ответственности для остальных. Но вы на минутку представьте себе, что я пишу некий пост, допустим, политический. И при этом у меня нет трех тысяч в день. А дальше идут варианты:
— конкуренты нагнали ботов и посещаемость стала миллион (а достаточно 15 секунд фиксации, чтобы стал блогером, а не писакой, единоразово);
— конкуренты написали кляузу, что я написала вранье, даже если пост выглядел "Меня зовут Наташа, и Путин не кажется мне сексуально привлекательным";
— в комментариях, которые мне нагнали за ночь (когда я сплю), значится восемнадцать призывов к истреблению негров и убиению всей семьи президента после свержения государственного строя, а я вот за ними не уследила, за комментариями-то;
— я написала о том, что упилась на вечеринке крутым чилийским вином, ура, нет похмелья, а у ФАС на это, как выясняется, "свой взгляд".
И что?
А ответа нет.
Еще вчера мои действия по всем пунктам (именно такие они у меня сейчас) были бы короткие и честкие как выстрел: у меня вот такой формат, который не нарушает правила Пользовательского соглашения (ЖЖ международная платформа), а также не нарушает законов Российской Федерации в плане уголовки. Если что — в суд, если нет — слушайте, я и сама потру это, когда проснусь, только милый Кремль и все большие люди, не плодите мне ботов, не надо будет и чистить.
А рекламу вообще оставьте в покое, большинство блогеров и так следят за своей репутацией, и как правило, все тестят на себе.
Кроме того, блогосфера, как любая уникальная среда, обладает, знаете ли, даром саморегуляции, пока в нее не лезут. И так было всегда.
Резюмируя… Лично я готова сотрудничать с любым органом ФАС, Роскомнадзором и кем угодно. Я официально заявляю, что готова стать волонтером, полотером и кем угодно, чтобы это имело пользу.
Чтобы закон имел реальную пользу для всех. Чтобы в законе были понятные всем вещи. Чтобы это сделало блогосферу лучше, убрав из нее ненужную помойку. Но этот закон не должен быть даже в рамках благородной цели противодействия терроризму таким, чтобы я дергалась по ночам — а не написал ли мне какой-то упырь незаконную фигню? А не запостил ли он в каментах порноролик? А не стало ли у меня три тысячи за ночь и не отловил ли меня уже Роскомнадзор?
И закон должен быть писан самими блогерами, я считаю. А не теми, кто вообще ни черта не смыслит в том, как работает блогер и какой это, в сущности, адский труд.
Нам не надо признание нашей социальной значимости. Нам достаточно того, чтобы вы помогли, а не мешали нам работать. Мы порой и так делаем подвиги. Поэтому, черт возьми, с нами лучше дружить и хотя бы иметь уважение, когда готовишься к встрече с нами.
P.S. Я не помню, кто именно сказал из прекрасных наших адептов, то ли Алексей Венедиктов, то ли Дмитрий Чернышев, простите уж за неточность, самую правильную за весь вечер вещь: ребята, расслабьтесь и прекратите рефлексировать. Вы никому не нужны, нет никаких ресурсов, нет никакого мониторинга.
Закон направлен лишь на то, чтобы прижать к ногтю реально опасных людей. Вы пишете о котиках? Ну и пишите.
Мне не страшно. Я пишу не только о котиках, но я и правда мало значу для информационного пространства. Но я не хочу сидеть на бочке с динамитом. Лучше проработайте систему налогообложения для блогеров, я только за. Я буду платить эти налоги.
Назовите блогерство профессией, пропишите ее в реестр. Я зарегистрируюсь тут же. Дайте блогерам социальные гарантии, признайте их не на словах, а на деле. Я первая пойду и буду вся ваша.
И господин президент. Господин премьер-министр. Моя личная просьба. Вы оба такие няши с юмором, научите ваших чиновников работать с аудиторией. У меня все.
Прочитать оригинал поста Натальи Щербины с комментариями читателей ее блога можно здесь.
