Чего ждать от цен в России — и почему рубль «уже не тот»
Причиной стагнации российской экономики стала необъявленная «денежная реформа».У экономики нет для нас хороших цен — «Ведомости» пишут, что глава Минэка на совещании у политического руководства «выразил обеспокоенность стагнацией спроса и иллюстрирующей эту проблему низкой инфляцией». «Рост цен с сентября 2022 года был ощутимо ниже 3%, в то же время оперативные данные контрольно-кассовой техники свидетельствуют о спаде спроса в реальном выражении год к году. Ключевой задачей на 2023 г. было названо восстановление спроса, главным индикатором которого в нынешней ситуации выступает инфляция». Ну и т. д.
Однако. Всегда начальство стояло на том, что рост цен — это плохо (инфляция — вечный жупел что людей, постоянно недовольных ценами, что власти, вечно вспоминающих «девяностые»). Теперь выясняется, что дефляция — тоже нехорошо. «Дороговизной вы недовольны, дешевизна вам не нравятся — я не знаю, какие цены вам нужны», — могла бы сказать экономика.
На самом деле начальству не нравится не столько низкая инфляция, сколько низкий спрос (в первую очередь на товары «отечественных» производителей), — с этой точки зрения министра экономразвития можно понять. Но низкий спрос беспокоит начальника не в том смысле, что люди ничего не покупают, а в том, что бизнес ничего не инвестирует в производство (ну, разве что осваивает деньги, которые выделяет правительство, но это немного «не то»).
Но и бизнес можно понять: в условиях замедления роста / снижения цен инвестировать не хочется — ты не можешь угадать спрос. Рост цен в той или иной отрасли — это самый верный маркер, свидетельствующий о неудовлетворенном спросе и возможности заработать. А если цены тормозят, то бизнес рассуждает иначе: отложу-ка я инвестиции и подожду-ка я дефицита — там, где за товарами выстроится очередь, скорее всего, и будет заработок.
Люди, глядя на ценники, тоже действуют рационально. В ситуации, когда товары перестали стремительно дорожать (а что-то и подешевело), не имеет большого смысла ломиться за большими покупками — можно потерпеть, а вдруг завтра-послезавтра будет еще дешевле. (Особенно если в своих доходах люди не уверены — это и называется сберегательная модель поведения, когда возможность накопить деньги «на завтра» оказывается важнее возможности потратить их «сегодня».)
Это основы макроэкономики. Но почему такая ситуация вообще возникла? Рискну объяснить это так. Все, что происходит на рынке сейчас, — производная от решений экономических и финансовых властей в конце февраля 2022 года. Фактически это была «денежная реформа», которая сделала рубль «другой валютой». При тех же внешних характеристиках содержательно рубль стал другим.
Что произошло? На протяжении последних 30 лет люди в РФ оперировали не столько рублем, сколько парой рубль/доллар, причем наличный доллар внутри экономики РФ играл примерно такую же роль, которую в экономике США играют трежерис (облигации федерального правительства). Защитный высоколиквидный актив с рядом ценных свойств — он понемножку растет в цене, он может быть использован как средство платежа (за пределами РФ), он может быть легко конвертирован. Динамика курса рубля к доллару была не только рыночной, но и понятной, что делало доллар доступным инструментом сбережений. «Бакс — он и в Африке бакс».
Весной 2022 года власти РФ эту пару «разломали», искусственно установив курс рубля к доллару — и тем самым заставив людей думать не о расходах, а о сбережениях. Долларовая часть сбережений людей резко обесценилась, заставив народ взяться за альтернативное накопление рублей. Происходящее очень похоже на ситуацию, сложившуюся в экономике СССР после конфискационной денежной реформы 1947 года: цены резко выросли, доходы «остановились» — и оставшийся на рынке объем потребительских товаров оказалось невозможно реализовать.
И сейчас то же самое, только еще и кредит сжался — поэтому мы наблюдаем плавное снижение цен (в отличие от «дискретного» сталинского), которое так же плавно должно будет привести нас от затоваривания к дефициту.
Telegram-канал «Деньги и песец»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)