Черненко: Подкупив избирателей можно получить около миллиона голосов
выборы, подкуп избирателей, гречневая технология
Избирательные кампании в Украине никогда не отличались четким соблюдением законодательства. Однако даже при полной разнузданности политических кампаний одно из ведущих мест в списке политтехнологий уже несколько лет занимает подкуп избирателей.
Более того, эта технология активно развивается: виды подкупа становятся более разнообразными и хитрыми, а полное разочарование в политиках и обеднение населения увеличивает количество желающих продать свой голос.
Дошло даже до того, что штабы формируют своеобразные базы данных тех людей, которые проголосуют за определенного кандидата, если их финансово простимулируют. Существует и обратная связь: украинский Интернет пестрит объявлениями «Продам свой голос».
Вообще подкуп избирателей обещает стать своеобразным «хитом» нынешней президентской кампании. Одной из причин является, в частности, то, что постепенно в небытие ушла одна из самых популярных ранее политтехнологий — административное давление.
Эксперты считают, что эта технология свое отжила, что оппоненты имеют примерно одинаковый доступ к админресурсу. Следует запускать новые технологии, в том числе так называемый непрямой подкуп. В этом «грехе» уже взаимно обвинили друг друга едва ли не все кандидаты в президенты, причем все они, пожалуй, правы. По крайней мере в разгар эпидемии гриппа почти каждый из них бесплатно раздавал марлевые повязки, а это также можно трактовать как разновидность косвенного подкупа.
Кроме того, наблюдатели ОБСЕ отметили попытки подкупа избирателей путем раздачи «сертификатов на владение землей, а также предоставление различных бесплатных услуг в целях привлечения избирателей на сторону того или иного кандидата». Также ОБСЕ отмечает, что кандидаты не всегда разделяют работу и агитацию, следовательно кампанию очень часто ведут за наш с вами счет — во время так называемых рабочих поездок.
О разновидностях подкупа избирателей, результативности этой технологии и ожидаемых масштабах подкупов во время президентских выборов в Украине — в разговоре с председателем Комитета избирателей Украины Александром Черненко.
«Гречневая технология»
— Подкуп избирателей называют одним из самых популярных способов фальсификации выборов.
Какие виды подкупа бывают?
— Если говорим о подкупе избирателей, то здесь следует различать два способа. Есть так называемый непрямой подкуп, который подают под видом благотворительности. То есть кандидаты или их штабы массово раздают подарки, пайки или даже то, что и без выборов должны были раздавать, но сопровождают это агитацией. Именно так было с актами на приобретение земельных участков — это вроде и государственная программа, которая профинансирована за государственный счет, но делали с помпой, перед камерами, причем проходила агитация за БЮТ.
Недавно мы также наблюдали интересную историю в Одессе, когда там раздавали пайки, агитируя за Юлию Тимошенко. То же можно сказать и о Партии регионов, и о Литвине и других кандидатах. Это массовое и распространенное явление во время всех выборов в Украине.
— Это так называемая «гречневая технология», которую начал Леонид Черновецкий?
— Да, это собственно технология имени Черновецкого. И если говорить о результативности этой «раздачи слонов», то, как показывает опыт, она малоэффективна.
Еще лет десять назад люди установили формулу — все, что дают, берем, а голосуем так, как хотим. Поэтому значительно более эффективным является другой вид подкупа избирателя — чисто денежный. Непосредственно перед выборами подкупают избирателей, а после этого производится контроль за голосованием. Контролировать результат можно, скажем, с помощью телефонов — избиратель должен сфотографировать галочку мобильным телефоном. Также могут выносить пустой бюллетень, а заносить уже заполненный, или подписывать определенный социальный договор по методу «карусели» или сетевого маркетинга.
Или просто людям за определенного кандидата дают, к примеру, 50 грн. и обещают: если в деревне или на местном участке этот кандидат победит, дадут еще 50 грн. Тогда лицо получает мотивацию обеспечить результат хотя бы собственным голосом. Вообще люди как-то по-другому воспринимают деньги, а если добавить еще и контроль, то технология очень эффективна.
— И о каких дополнительных процентах может идти речь?
— А это уже зависит от.
Думаю, что перед первым туром эту технологию не применяют очень широко, потому что и денег у штабов нет, да и народ еще думает — хочет посмотреть, чем завершится первый этап. Поэтому считаю, что расцвет технологии придется на второй тур. И если нормально организовать целенаправленную кампанию при поддержке админресурса на определенных предприятиях и в сельской местности, либо в «вузах», то по всей Украине можно сделать до миллиона голосов. А это уже будет достаточно заметное влияние на результат.
Однако замечу — эффективность будет только в том случае, если подкуп «крышуется» административным ресурсом.
150 гривен на руки
— Сколько сейчас стоит голос каждого отдельного избирателя?
— По разной информации, в среднем 100-150 грн. Это та сумма, которую непосредственно выдают на руки избирателю.
В штабах, несомненно, выделяют больше. Опять же, в городах — дороже, чем в селах, также многое зависит от региона, от кандидата — фиксированной суммы нет, но средняя цена колеблется в пределах 100-150 грн.
— Есть подтвержденные факты конкретных подкупов?
— Определенные факты доходят. Например, в Запорожской области прокуратура объявила, что в Мелитополе за попытку подкупа задержали женщину.
Есть определенные сигналы из Черкасской области, Киевской. Но пока мы не можем говорить об этом как о системной кампании, пока это процессы, которые можно трактовать как подготовку к этой технологии. Непосредственно деньги массово не раздают, сейчас, так сказать, готовят почву: переписывают людей, готовых продать голос, формируют определенные базы данных, но о непосредственном подкупе говорить пока рано.
Подкуп и закон
— А может эффективнее и дешевле подкупить членов избирательных комиссий?
— Да, их тоже покупают! Понятно, что штабам платят, особенно во втором туре будет большая купля-продажа, но здесь существуют определенные риски.
Если ты подкупишь всю комиссию, а в ней найдется кто-то один неподкупный, то подкуп будет невозможен. Но над этим тоже работают. Хотя даже если все члены комиссии подкуплены, есть определенные процедуры, предусмотренные законом, определенные запреты, через которые даже при большом желании не перепрыгнешь. Ведь если избиратель приходит, берет бюллетень, сам его заполняет, сам бросает… С точки зрения законодательства это тоже волеизъявление, а то, что такие действия простимулированы финансово, то это уже проблема избирателя.
Такое нарушение и проконтролировать, и привлечь его к ответственности сложнее. Но если законодательство нарушают члены избирательного участка, то это уже совсем другая история, которая может иметь самые серьезные последствия.
— Какое наказание предусмотрено в случае доказательства факта подкупа избирателя?
— В Уголовном кодексе действительно есть статья о препятствовании волеизъявлению путем подкупа. Это считается уголовным преступлением.
Но по опыту могу сказать, что доказать вину очень сложно, поскольку здесь есть своеобразная круговая порука между тем, кто дает деньги, и тем, кто их принимает. И тот избиратель, который деньги взял, никогда в этом не признается, тем более, это будет рассматриваться как соучастие в преступлении. Рассказать о факте подкупа может только тот избиратель, которому деньги предлагали, но он от них отказался.
— То есть чтобы противодействовать попыткам фальсификации выборов через подкуп, нужно уповать исключительно на сознание избирателя?
— В большинстве случаев да.
Хотя есть нюанс: к кампании по подкупу привлечены не один-два человека, в этом участвует большая преступная группировка, поэтому если правоохранители будут получать такие сигналы, то они должны проводить расследование и поиск организаторов схемы.