Что не так со списками дел: почему они не работают — и как это исправить?
Многие советы по тайм-менеджменту оказываются бесполезными, потому что не учитывают специфику работы человеческого мозга.На самом деле списки, конечно, работают. Правда, частично. И это имеет негативные последствия.
Исследования показывают, что в среднем:
— 40% пунктов в списках дел никогда не выполняются;
— 50% пунктов в списках дел выполняются в течение одного дня, главным образом в первый час после составления;
— остаются 10%, которые «висят» какое-то время.
Разберемся, почему так происходит.
«Делом» в списке может быть и пожелание/мечта, и четкая задача. Задача может занимать как минуты, так и много часов работы. Мозг выбирает вначале самое легкое. Либо вы делаете все подряд и застреваете надолго на сложном деле. Из-за этого остальное сдвигается и переносится на завтра.
В итоге часто «висят» годами такие дела, как:
— сделать семейный альбом за 2019-й год;
— пройти диспансеризацию.
Но это не самое плохое.
Перечень невыполненных задач служит постоянным мучительным напоминанием о том, как много вам нужно сделать. Мы чувствуем себя перегруженными и подавленными. А вечером не можем заснуть, так как мозг перебирает дела.
Эффект Зейгарник: незавершенные действия запоминаются человеком лучше, чем завершенные, и могут вызвать навязчивые неконтролируемые мысли.
Многие люди манипулируют энергией. Чтобы успеть побольше, начинают экономить на сне и физической активности, накачиваться кофеином, перекусывать на ходу. Даже встречаются советы: «носить одно и то же, есть одно и то же, чтобы экономить время». Эти «методы» дают лишь краткосрочный эффект. А в долгосроке в жертву приносится здоровье.
Что же делать?
- Не экономьте на сне, спорте и качественном питании — это сделает вас устойчивее к стрессу.
- Составляйте ежедневные планы с привязкой задач ко времени (например, 9:00–9:45, 10:00–10:15 и т. п.) Именно планы, а не просто списки.
- Старайтесь придерживаться графика — как по времени, так и по конкретным делам. Все новые запросы отправляйте на другие дни. Не нарушать планы (как свои, так и чужие) — полезная привычка.
- Определите время своей наивысшей эффективности. Например, пик с 9:00 до 11:30. Резервируйте его под самые важные (в том числе неприятные, так называемые «лягушки») и ударные задачи.
- Выделите блоки «буферного времени». 30-90 мин. в день вам пригодятся как резерв.
- Объедините повторяющиеся виды деятельности и выделите для них отдельное время (почта, соцсети, новости).
- На планирование также уходит время. Поэтому сверхзанятые люди нанимают секретарей или личных ассистентов, которые согласуют для них график.
- Список дел, которые не входят в план дня, должен быть минимальным, обозримым, чтобы вы легко им оперировали и распределяли дела в свободные слоты графика.
- Когда список оправдан? Когда это отдельный вид деятельности. Например, список книг к прочтению. Обращаемся к нему тогда, когда у нас выделено на это время.
Итак, теперь вы понимаете, почему традиционный список дел не работает. Задачи, внесенные в него, могут остаться там навсегда. Что в конечном итоге приведет к стрессу и выгоранию.
Что почитать?
Брайан Моран. «12 недель в году».
Кевин Круз. «15 секретов управления временем».
Крис Бэйли. «Мой продуктивный год».
Telegram-канал экономиста Евгения Когана bitkogan
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)