Что умеет ChatGPT, и кого уже сейчас могут заменить нейросети в науке и образовании
ИИ вполне справится с созданием примитивного текста, особенно если ему в этом поможет человек. Но ведь нужно еще анализировать, принимать решения и т. д.Несколько мыслей про нашумевший случай, когда студент написал текст дипломной работы с помощью ChatGPT.
Во-первых, если верить тому, как описал весь процесс сам студент, то над текстом пришлось поработать и руками. Да и в итоге он получил «удовлетворительно», что, вообще-то, для дипломных защит может означать что угодно. Я несколько раз был свидетелем того, как комиссия «натягивает» оценку на трояк, ибо «неуд» воспринимается в том числе как свидетельство плохой работы выпускающей кафедры в течение всех нескольких лет обучения студента.
Во-вторых, студент, видимо, успешней остальных продемонстрировал навык, который лейтмотивом проходит через абсолютное большинство компетентностно-ориентированных учебных планов и рабочих программ дисциплин. Я имею в виду «умение использовать современные ИТ в профессиональной деятельности». Кто ж виноват, что профессиональная деятельность видится преподавателям и составителям учебных планов такой, что нейросеть может в ней заменить человека с таким дипломом? Уж явно не студент.
В-третьих, о самой профессиональной деятельности. В начале января я попробовал потестировать возможности ChatGPT. Но результаты настолько меня разочаровали, что я даже решил не писать об этом пост. Да, я получил неплохие абстракты и несколько толковых абзацев для введения в научной статье. Но все остальное было очень плохо. Нейронка не смогла нормально ни критически сопоставить разные подходы к решению научной проблемы (а это тоже в большой степени «реферативная» задача), ни сформулировать исследовательский дизайн, ни интерпретировать результаты (я давал теоретическую рамку и данные). Более того, решение несложной задачи, которую я даю студентам в рамках одного из курсов, я все-таки зачел бы, но только на тройку. Скорее всего, нейронка сейчас может заменить низкоквалифицированных специалистов, но мне пока бояться нечего. Это при том, что я не такой уж большой ученый, да и сам тексты пишу средние…
И последнее. В социальных науках в России основной упор идет на создание текстов. От ученых и преподавателей требуют статьи, те в свою очередь требуют тексты от студентов. Эту задачу студенту и помог решить ChatGPT. Что хотели на выходе, то и получили. С таким же успехом можно «сварганить» статью и опубликовать в средненьком российском журнале. Но, помимо написания текстов, нужно уметь проводить исследования, анализировать, принимать решения и т. д. А с этим в российских общественных науках большая проблема. Обратите внимание, что даже регулярные семинары для ученых и преподавателей посвящены тому, как писать статьи для высокорейтинговых журналов. Хотя большинство нужно учить умению проводить научные исследования. Навыки написания текстов и компиляции знания из источников, конечно, важны, но они вторичны по отношению к умениям разрабатывать исследовательские/аналитические дизайны и создавать новое знание в результате своей работы.
Telegram-канал «Политический ученый»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)