Чуда не произошло: ИИ не нашел антибиотик, который спасет человечество
СМИ в очередной раз выдали желаемое за действительное. А ученые всего лишь «тренировали» нейросеть.В пятницу ленты — как мировые, так и российские — облетела новость: «ИИ нашел антибиотик, который спасает от антибиотикорезистентной бактерии, вызывающей особую тревогу ВОЗ». Ух ты! И что там?
- Авторы исследования не «открыли новый антибиотик». А хотели показать, что нейросеть можно натренировать искать молекулы, имеющие аналогичные гарантированно эффективным молекулам участки в своей структуре. И эти найденные молекулы тоже могут оказаться эффективными.
Протестировали 7684 химических соединений на условнопатогенную A. Baumannii (ту самую, что «вызывает особую тревогу ВОЗ») в пробирке и занесли в программу их молекулярную структуру, указав, какие из них были эффективными, а какие нет. Затем уже «обученную» сетку заставили проанализировать еще 6680 молекул с незафиксированной антибактериальной функцией: «похожи\непохожи». - Несколько стадий отсева — и получили 240 молекул, которые испытали в лаборатории in vitro. Из них лишь 9 оказались эффективными. Одну самую эффективную назвали «абауцин» и протестировали на мышах (in vivo). Т.е из тех, что сетка сочла структурно схожими с эффективными, 230 оказались негодными.
- Про «победителя», того, что СМИ назвали спасителем человечества. Молекула изобретена в начале 80-х как агонист хемокиновых рецепторов — иммуносупрессора, мешающего лимфоциту выполнять его иммунную функцию, двигаясь в очаг воспаления. Делает абауцин с грамотрицательными бактериями примерно то же, что с человеческими лимфоцитами: блокирует небольшой белок клеточной стенки, похожий на наш хемокин, но в случае с бактерией отвечающий за трансфер гликопопротеинов внутрь клетки.
- Грамотрицательные бактерии имеют сложноустроенную клеточную стенку, которая напоминает мембрану клеток высокоразвитых существ. Поэтому именно они и формируют большую часть антибиотикорезистентной флоры — эволюционно они приспособлены, чтобы «наворачивать» на себя внешние «защитные механизмы». А по-настоящему тяжелые и эффективные средства применять нельзя, так как они будут цитотоксичны и для организма-хозяина.
- С точки зрения науки, а не пресс-релиза, произошло следующее: «С помощью нейросети выяснили, что известный с 80-х годов иммуносупрессор оказывается эффективным против грамотрицательных бактерий». Что полностью соответствует классическим представлениям. Например, рапамицин «открыли» в 80-е как антибиотик, а сегодня он популярный иммуносупрессор. Есть целые типы изначальных антибиотиков, использующиеся как цитостатики в онкологии, — например, антрациклины.
- Выйдет ли абауцин на рынок в качестве препарата хоть как антибиотик, хоть как цитостатик? Вряд ли. Шансы исчезающе малы — был бы потенциал с 80-х годов, его бы как-то покрутили за 40 лет. Во всяком случае патентовать его никто не спешит, а это значит, что и деньги на КИ тратить фарма не собирается. Такой вот спаситель человечества типа «Неуловимый Джо».
- Впрочем, ученых обвинять не будем. Авторы статьи всего лишь ставили себе целю научить нейросетку выявлять потенциальные антимикробные функции произвольных молекул на примере уже гарантированно эффективных. Что и реализовали в эксперименте. Что-то вроде системы распознавания лиц, только для молекул. Тоже дело. Без претензии на «спасение человечества». Тем более что система эта не первая. И новость об успешном «антибиотике-спасителе», который нейросеть нашла в лице малоэффективного и забытого средства от диабета халицина, уже проходила лет пять назад. Никакого ажиотажа не вызвала. Халицин этот никуда — даже в КИ — не пошел.
Telegram-канал «Вирусная нагрузка»
Понравился этот пост? Подпишись на рассылку
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)