Чудо-препараты для похудения отбивают желание жить?
Ученые обнаружили, что использование семаглутида и его аналогов могут вызывать суицидальные мысли.У меня недавно было несколько постов и видео про сверхэффективные препараты для похудения нового типа. Семаглутид, тирзепатид, ретатрутид и их аналоги воздействуют не на жир, а на мозг, который в большинстве случаев и есть основная причина набора веса. Еще точнее, они воздействуют на зоны, связанные с удовольствием — в частности, с удовольствием от еды.
Вероятный механизм действия этих веществ может вызывать, так сказать, квазидепрессивные эффекты. Потому что наряду с удовольствием от еды эти препараты могут снижать и удовольствие вообще. А если с ним и так было не очень — что нередко наблюдается у людей с серьезным ожирением, — то дополнительное снижение может приводить к неприятным последствиям.
И прямо сейчас Европейское медицинское агентство (ЕМА) вплотную занялось изучением, а не приводит ли использование семаглутида и его аналогов (то есть так называемых агонистов рецепторов GLP-1) к подобным последствиям: специалисты комиссии по безопасности EMA анализируют примерно 150 сообщений о суицидальных мыслях и случаях самоповреждающего поведения у пациентов, принимающих семаглутид и его аналоги. Звучит неприятно, но прежде, чем заключать, что так, мол, и знал, от всей этой вашей химии один вред, давайте посмотрим на детали.
Итак, у нас есть 150 сообщений о том, что пациенты на агонистах рецепторов GLP-1 думали о том, чтобы уйти из жизни, или причиняли себе вред. Кажется, что это много для новых препаратов, но дело в том, что препараты эти совсем не новые. Хотя семаглутид и аналоги появились в медийном пространстве около года назад, их используют уже очень давно. До появления семаглутида многие пациенты с ожирением и диабетом второго типа принимали лираглутид, но он заметно менее эффективен как средство для потери веса, поэтому СМИ о нем ничего не писали. При этом общее количество пациенто-часов приема агонистов рецепторов GLP-1 превышает 20 миллионов. И на это количество приходится 150 сообщений о возможных опасных психологических последствиях.
Слово «возможных» в предыдущем предложении стоит не просто так: на данный момент у нас нет уверенности, что эти сообщения напрямую связаны именно с приемом семаглутида и аналогов, а не с другими причинами, главная из которых — исходное состояние пациентов. Абсолютное большинство принимающих подобные препараты имеют ожирение или как минимум очень значительный лишний вес. А эти состояния сами по себе значительно увеличивают риски депрессии (например, ожирение — на треть), причем это, по всей видимости, связано не только с «чисто» психологическими аспектами, но еще и с физиологическими: при наличии большого количества жировой ткани запускаются разные процессы, в том числе влияющие на поведение.
С суицидальными мыслями все не до конца ясно: в части исследований показано, что у людей со значительным лишним весом они возникают чаще, но при этом в других работах частота реальных попыток уйти из жизни у людей с ожирением ниже. Но работ, в которых бы это прицельно оценивалось, мало, и часто они весьма посредственного качества. Так что про суициды мы ничего однозначно сказать не можем, но то, что люди с серьезным избыточным весом изначально более склонны к мрачному восприятию действительности, чем люди без него, — вполне подтвержденный факт.
Этот факт дополнительно не позволяет однозначно связать прием агонистов рецепторов GLP-1 с суицидальными мыслями: у нас изначально смещенная выборка, а значит, для «вытаскивания» причинно-следственной связи нужны более тщательные исследования. И это именно то, чем сейчас занимается EMA, и, вероятно, займется производитель семаглутида.
Но надо понимать, что, даже если такая связь будет подтверждена — а это возможно, так как семаглутид и аналоги действительно влияют на общий уровень удовольствия, — это, скорее всего, не будет означать запрета препаратов. Потому что, как мы уже обсудили, частота этих эффектов мала (по крайней мере, пока), а польза очень значительна. И я сейчас говорю не об эстетической пользе, когда семаглутид off-label принимают люди с нормальным или слегка повышенным ИМТ, чтобы лучше выглядеть, а о вполне себе медицинской пользе для тех, кого избыточный жир в буквальном смысле убивает. Так что наиболее вероятным эффектом этого разбирательства будет дополнительная строчка в разделе «Возможные побочные эффекты».
Кстати, если вы вдруг не знали, суицидальные мысли — не такой уж редкий побочный эффект. Например, он хорошо известен для… антидепрессантов — как минимум в начале лечения. Именно поэтому (хотя и не только) их нужно принимать только под наблюдением врача.
Источник —Telegram-канал биолога Ирины Якутенко «Безвольные каменщики»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)