Дальневосточный Довлатов в цитатах, фактах и фантазиях

Историю своей семьи Довлатов рассказал в книге «Наши».
Воспринимать его прозу в качестве документа не следует. Оперируя реальными фамилиями, Довлатов постоянно фантазирует, намеренно мистифицируя читателя. И всё-таки некоторые факты в «Наших» переданы точно — в основном, по-видимому, со слов отца.
Дед писателя Исаак Моисеевич Мечик — выходец из Крыма и его окрестностей. У Довлатова в «Наших» в качестве «родового села» называется деревня Сухово, в мемуарах отца писателя Доната Мечика — село Мохово Генического уезда под Херсоном.
А согласно архивной записи о бракосочетании, Исаак Мечик происходил «из мещан города Керчи Феодосийского уезда Таврической губернии». Участвовал в русско-японской войне 1904−1905 годов (ефрейтор 54-го Минского полка) — так и попал на Дальний Восток. После демобилизации жил в Харбине — самом русском городе Китая, столице КВЖД. В 1906 году в Харбине женился, там же родились дети: Михаил, Донат и Леопольд.
Позже семья перебралась во Владивосток.
Где во Владивостоке жили Мечики — неясно. Возможно, на углу 1-й Морской и улицы Арсеньева (бывшая Федоровская и Производственная) — там, где в руинах снесённого в 1990-х старого дома нашли финансовые документы Мечиков. Довлатов о деде писал: «Ремонтировал часы и всякую хозяйственную утварь. Потом занимался типографским делом.
Был чем-то вроде метранпажа. А через два года приобрёл закусочную на Светланке…». Есть данные, что Мечик-дед также служил метрдотелем в ресторане «Эдем» по ул. Светланской, 41.
Исааку Мечику пришлось повоевать и в Первую мировую. Сохранилось его фото в военной форме с подписью: «Дорогой матери въ память вѢликой мировой войны отъ любящего сына Исаака из дѢйствующей армии. 23 февраля 1916 г.». Это о нём Довлатов писал, как всегда, гиперболизируя: «На одном из армейских смотров его заметил государь.
Росту дед был около семи футов. Он мог положить в рот целое яблоко. Усы его достигали погон. Государь приблизился к деду. Затем, улыбаясь, ткнул его пальцем в грудь. Деда сразу же перевели в гвардию. Он был там чуть ли не единственным семитом».
Из Владивостока Исаак Мечик перебрался в Ленинград. Своего деда, ещё до войны репрессированного как «бельгийского шпиона», Довлатов не застал.
Источник
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
