Новость28 декабря 2012, 15:41

Дорога к храму

Выставка, Икона, Музей, Богоматерь, ХРАМ
Выставку такого направления вполне можно назвать уникальной для Латвии, в общей сложности здесь представлено более 200 экспонатов. Осуществление задуманного для организаторов во многом связывалось с научно-исследовательской деятельностью.

Так называется выставка, открывшаяся на прошлой неделе завершающегося года в Даугавпилсском краеведческом и художественном музее. Подготовили ее Людмила Жилвинская, заместитель директора музея по научной работе, и Галина Веревочникова, главный специалист исторического отдела.

Начало – тематические стенды, на которых предстает история даугавпилсских христианских храмов – тех, что уже не вернуть, и тех, что сегодня воспринимаются достоянием города, его истинным духовным и архитектурным наследием.

Разве можно представить Даугавпилс без архитектурного корабля православного кафедрального собора Святых благоверных князей Бориса и Глеба (1905) – самого большого православного храма Латвии, без Новостроенской старообрядческой моленной Воскресения, Рождества Богородицы и Святителя Николы (1908–1928), римско-католического костела Св. Петра в центре города (1848–1849), напоминающего базилику Св.

Петра в Ватикане, или евангелистско-лютеранской кирхи Мартина Лютера (1893) – храма, построенного в стиле неоготики? В общей сложности на территории Даугавпилса в настоящее время действует 18 христианских храмов, из них 4 католических, 7 православных, 6 старообрядческих и один лютеранский.

В отделе выставки, посвященном православию, представлены иконы, написание которых датируется XIX–XX вв. Однако есть и более старого письма.

Образа Святителя Николая и Иоанна Предтечи относят к веку XVI-му. Эти иконы переданы музею (1982) председателем общины Петропавловской православной церкви Заливским, отец которого ранее служил настоятелем названного храма. По легенде, иконы эти были спасены во время Второй мировой войны местными жителями, которые нашли их на месте разбомбленного немецкого эшелона, вывозившего награбленное на Запад. Но и в мирное время столь древние иконы приходилось спасать от грабителей, поэтому община решила в целях сохранности поместить их в музей.

В специальных выставочных стендах иконы Св.

Троицы – образа звучащего единением вечно непостижимого… Искусствовед и глубоко верующий человек И.К. Языкова в своей книге «Богословие Иконы» пишет: «Образ Святой Троицы есть прежде всего образ единства – образ, данный для нас, чтобы нас исцелять («исцелять» – от слова «цельный»). Спаситель молился накануне Своих страстей: "…Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин. 17.21). Неслучайно образ Святой Троицы преподобный Сергий созерцал всю жизнь, и этот образ дан <...> на все времена для преображения и духовного возрождения.

«Воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего»».

Остановимся у иконы Господь Вседержитель. Титул «Вседержитель» рядом с именем Иисуса Христа подчеркивает Его Божественную природу. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, – Который есть и был и грядет, Вседержитель». Человечество Христа нисколько не умаляет власти его Божества как Вседержителя, но таинственно соединяясь с Ним в Его Лице, само возвышается и получает власть.

В этом указание на особое достоинство человеческой природы в творении. Господь – Мыслитель о мире, Вершитель судеб его, Податель Истины, к Которому с верой и надеждой обращены взоры людские.

Образы Богоматери. К этим иконам прикладываются, они исцеляют, ими благословляют. Духовный образ Матери рода человеческого, милосердной утешительницы и заступницы. Ни одно богослужение не обходится без упоминания о Богоматери, в каждом православном доме есть Ее икона.

Многие из посвященных Богоматери икон являлись свидетелями исторических событий и прославились как чудотворные. В общей сложности насчитывается более 700 образов Богоматери. Владимирская, Казанская, Тихвинская, Одигитрия-Смоленская, Иверская… Конечно, в музее представлена капля в море, но и она имеет непреходящую ценность.

ГЛАВНЫЕ АКЦЕНТЫ

«Замечу, что ни одна из выставочных икон не проходит по уголовным делам, другими словами, краденых среди них нет, – поясняет Л.

Жилвинская. – Конечно, место святого образа – в храме, но передать конфискованные на таможне иконы священникам, по закону Латвийской Республики, нельзя. Поэтому служба Госдоходов уже во второй раз направляет их в музей. Иконы экспонируются сообразно церковным канонам, по поводу чего были консультации со священниками. Для этой выставки Даугавпилсское самоуправление выделило средства на приобретение выставочного оборудования со стеклами особой прочности, в чем музей остро нуждался.

Отрадно, что в создание выставки внесли свою лепту даугавпилсские священнослужители разных конфессий, а также наши горожане: Х.

Солдатенок, Ю. Дунайский, Г. Михеев, Г. Гридасов. После выставки, которая продлится не менее года, церковные предметы, полученные на время и для экспозиции, будут возвращены, а может быть, владельцы подумают о передаче их музею». Например, о. Георгий (Попов) на период выставки предоставил Евангелие 1846 года издания, исповедальный крест, искусно украшенную митру – головной убор священника 1930-х годов, а также богослужебное облачение. Благодаря о. Иоанну (Крецулу) выставка пополнилась копиями для литургического богослужения – это металлические ножи в виде наконечников копья – прообраз одного из орудий казни Спасителя, острое копие, режущее мягкий хлеб просфор – символ жестокости мира.

Кроме того, о. Иоанн передал для выставки Богородичное богослужебное облачение священника 1970-х годов, выполненное с большим мастерством и чувством цвета. Подризник, епитрахиль, пояс, поручи (нарукавники), фелонь… Все это составляющие детали одежды. Перед тем как облачение священника предстало в качестве экспоната, его с соблюдением всех церковных канонов привела в надлежащий вид Галина Куприянова – отстирала, отгладила, накрахмалила… И теперь в нем, с ажурными пуговицами, хоть на службу духовную! Один из главных акцентов выставки – совершенно необыкновенные кресты работы Александра Селевича, жителя Даугавпилсского района, для сбора которых мастером было изготовлено специальное оборудование. Тонкая, эксклюзивная работа.

О.

Алексий (Жилко) подарил для музейной экспозиции чудную лестовку – образ непрестанной молитвы, выполненную на черном бархате и расшитую бисером. Лестовка дополнила материалы, посвященные староверию, среди которых можно увидеть Евангелие Апракос (XVI в.), принадлежавшее когда-то наставнику старообрядческой моленной Даниилу Михайлову, и фолиант с крюковым знаменным пением – Обиход (1905). Только знаменный распев обладает всей полнотой – дошедшие до нас крюковые книги включают полный круг песнопений, удивительнейшим образом соответствующие богослужению по ритму, характеру, продолжительности, потому что складывался распев в нерасторжимом единстве с богослужением.

Такое пение слышал прп. Сергий Радонежский. Таким пением славится и современный Даугавпилс благодаря хорам «Унисон» и «Воскресение» Новостроенской старообрядческой общины.

ТРОПИНКА К ДОБРОТЕ И ЛЮБВИ

Что касается лютеранского отдела выставки, то здесь представлены артикулы вероучения Мартина Лютера, которому при жизни покровительствовал курфюст Саксонский Фридрих III Мудрый. Свои «Шмалькальденские артикулы» (1536–1537) Лютер написал незадолго до кончины – это своего рода итог, последняя воля и завещание его богословия единомышленникам-лютеранам.

На выставке – пульт для чтения Евангелия, набор для причастия больных, посещаемых на дому, бефхен – изящный белый воротничок с удлиненными концами – такой пасторы носят с черным таларом – богослужебным одеянием и многое другое. Можно, к примеру, дотронуться до отреставрированного Стасом Грахольским колокола Египетского евангельско-лютеранского храма с надписью: Дюнабург E. W. Wilde. 1878 год.

Переходя к разделу католической тематики, рассмотрим церковную утварь века XIX-го, молитвенник для русских католиков (1912), католические четки начала XX века.

Завораживает деревянная скульптура Богоматери, выполненная Анеле Далулес (1960), которую немая сельчанка готовила для костела в Субате. Но дерево дало трещину в нижней части скульптуры, и сей труд долгое время простоял в сарае у родственников Анеле, где и был обнаружен в ходе экспедиции сотрудницей музея Г. Веревочниковой (1985).

В 1960-х годах в поселке Дубна закрыли костел, и община передала большую часть церковной утвари Даугавпилсскому музею.

После восстановления независимости Латвии музей возвратил все это общине. О той истории с политическим привкусом в рамках музейной выставки напоминает только ангел с трубой – образ сакральной архитектуры, да несколько деревянных скульптур в фондах, которые не были востребованы обратно ввиду их ветхого состояния. У черного свинцового распятья тоже своя судьба – когда-то оно находилось на придорожном кресте в Свенте.

Но крест сгнил и упал. Распятье же подобрала, сохранила и передала в музей сотрудница Латгальской Центральной библиотеки, проживающая в той местности. Привлекает внимание облачение католического священника – на изумрудно-зеленом бархате золотое шитье… Отделанные тонким кружевом рукава белой длинной рубахи – альбы, поверх которой стола – элемент литургического облачения – и казула – цельнокройная накидка с прорезью для головы. Достойно и торжественно.

«Дорога к храму – дорога к духовному развитию человека.

Но дорога эта – не асфальтированное шоссе к церкви, а узкая тропинка в душе человека к доброте, любви, справедливости. Наш город во многом ассоциируется с Церковной горкой – символом Даугавпилса. Радует, что на протяжении ста лет здесь не было никаких конфликтов на религиозной почве. Выставка «Дорога к храму», исполненная в том числе и силами разных конфессий, в одно и то же время и на одной площади, в очередной раз подтверждает толерантность жителей нашего многонационального города, чем можно только гордиться и что необходимо беречь», – подчеркивает Людмила Жилвинская.

Источник: www.grani.lv

Далее: В Китае появился новый вирус-убийца?

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)