Дорога рядового Торговцева длиной в 78 лет
И тишина у нас… И пули не свистят… Не жмусь к земле – я сам земля уже. А как я дрался – гильзы подтвердят. Юрий Аруцев «..» Наверное, в некое противопоставление всем этим «я помню, я горжусь» и прочим внешним проявлениям «уважения» к подвигу наших великих предков. Конечно, в наклейке на импортном авто просто бездна уважения к победившим в Великой Отечественной и Второй Мировой войнах, равно как примерно столько же в ношении сшитой в Китае пилотке на 9 мая.
Но здесь действительно, каждому свое. И, в очередной раз цитируя великого русского поэта советской эпохи Александар Башлачева, спевшего в одной из песен «Я был не с ним, с другими», я хочу поговорить именно о других. Есть у меня знакомый из северной столицы, вообще познакомились на сайте одной российской исполнительницы из числа «не для всех». Потом так вышло, что он и ВО почитывает.
Год неспешного общения, обсуждали что-то, поздравляли… И вот вдруг майским вечером фонтан. Даже не фонтан, я не знаю, как это назвать, Ниагарский водопад в обратную сторону. МЫ! НАШЛИ БОЙЦА!!! И МЕДАЛЬОН ЦЕЛ!!! Таким количеством эмоций можно было бы при желании поселок осветить запросто. Я знал, что Константин имеет отношение к поисковому движению, потому новость, что он сотоварищи кого-то нашли не так уж и удивительна (репортажей у меня было много на эту тему), а вот то, что стало возможно опознать – это редчайшая редкость. Действительно праздник.
И я решил поспрашивать поподробнее. Дело оказалось совершенно несложное, и вот накануне Дня Победы я вам предлагаю рассказ людей, которые совершили свою Победу, сотворив Чудо с большой буквы – найдя одного из павших солдат той войны. Артем Перепелица, командир поискового отряда «Следопыт» ОМИППО «Доблесть»: Не каждый выезд нам удается находить погибших солдат, еще более редко найти подписанные вещи, по которым можно установить личность, и совсем редко — обнаружить медальон, заполненный и читаемый. Смертную капсулу в которой находится информация, записанная солдатом.
Его имя, год и место рождения, данные о родственниках. 3 мая 2021 года мой отряд выехал в хорошо знакомое нам место на южных рубежах обороны Ленинграда. На этом совсем небольшом пятачке леса мы работаем уже 5 лет. По много раз пройдены тропинки, осмотрены воронки, траншеи и блиндажи. Но каждый год мы находим здесь останки погибших солдат. Этим утром сложилось многое, именно в том месте мы свернули с тропинки, именно возле того блиндажа сложили свои рюкзаки и работали щупами, именно возле той кочки под щупом звякнуло железо.
Это оказались патроны от трехлинейки, возле которых в раскопе мы начали находить фрагменты амуниции, и там были они — останки солдата. Вся группа сразу включилась в работу и постепенно снимая слои грунта и расширяя раскоп, мы извлекали останки, выкладывали их на баннер, перебирали каждый комочек земли в поисках самого ценного — медальона. И в какой-то момент из земли показалась черная капсула… Все сложилось в этот день, медальон оказался не пустой и плотно закрытый, не потерялся в раскопе, тоненькая бумага не сгнила, и пронесла сквозь десятилетия слова, записанные простым карандашом рукой солдата.
Капсула тем же днем была передана специалистам для экспертизы. Записка была аккуратно извлечена из капсулы и развернута. На ней было имя — Торговцев Николай Васильевич. Начался поиск данных о солдате, им занималась Алена Маньшина. Она провела огромную работу в архивах и выяснила, что призван Николай Васильевич в Ленинграде в июле 41 года Выборгским РВК и воевал в составе 245 саперного полка рядовым сапером. По данным командира подразделения погиб в июле 1943 года.
Нашему отряду в этом году исполнилось 5 лет. За эти годы проведено больше сотни выездов, были подняты останки десятков воинов Красной Армии, и обнаружены лишь 4 медальона. Только ДВА из них позволили установить имена бойцов. Константин Обоишев, боец поискового отряда «Следопыт»: Утром 3 мая мне позвонил командир отряда «Следопыт», в котором я состою с лета 2019 года. Было предложено выехать на поиски.
Я не был занят, планов на день не было, потому сразу согласился. В этот раз поехали втроём: Артём Перепелица, командир нашего отряда, Сергей Баранов — его друг, который так же стоит у истоков «Следопыта», и я. Был выбор из трёх мест: Невский Пятачок, где за несколько дней до этого мной и Артёмом был поднят (предположительно) немецкий солдат, и два в районе Красного Бора. Решили поехать на «ЦПС» — место рядом с центральной подстанцией около Красного Бора.
Решили не заходить в глубину леса, посмотреть поближе к дороге. Проверяли щупом и металлоискателем. Но именно щупом обнаружили возле блиндажа гильзы от трёхлинейки. Начали работу около настрела. И, разрабатывая буквально послойно землю, мы обнаружили фрагменты останков солдата. В прямом смысле слова, началась археологическая работа. Руками, ножом, чтобы не задеть лопатой фрагменты.
Нам было всё равно: какая погода, холодно, мокро — не важно (а тут нам, увы, не очень повезло). Мы нашли солдата! И самое главное: был найден медальон. В нашем деле это огромная редкость, особенно если он в хорошем состоянии. Именно из-за состояния медальона приняли решение вскрыть его самостоятельно. Артём бережно открывал крышку, и когда она была снята, окрестности потряс строенный крик радости: внутри была отлично сохранившаяся записка! Это давало очень большой шанс, что солдат будет опознан и можно будет найти родственников того, кто защищал нашу Родину.
Дальше мы закрыли медальон и, вернувшись в город, передали его для экспертизы. Чуть позже Артём позвонит мне и сообщит, что записка прочитана, и боец опознан… Эмоции свои я описать не могу: это первый раз, когда я не просто смог найти пропавшего без вести бойца, но и узнать его имя. Для меня это особенно дорого. Смешанные чувства. Я так рад, что попал в отряд и смог стать участником такого дела, как возвращение пропавшего героя домой.
Это непередаваемые чувства. Два человека за пять лет. Как установить и чем измерить ценность такого? Как оценить работу людей, которые так используют себя и свое время? К слову: в Санкт-Петербурге 3 мая 2021 года температура воздуха была аж 4 градуса выше ноля и вероятность дождя 90%. То есть, дождь весь день. По ощущениям — минус 3 градуса.
Да, у каждого свой подход к теме уважения и почитания предков-победителей. Кому-то достаточно налепить на «Ауди» наклейку «трофей», кто-то потратит чуть больше на бутафорскую форму. Кто-то выйдет в любую погоду для того, чтобы искать и копать. И находить павших солдат той войны. Уважение на деле, а не на словах – неплохой лозунг на будущее. Ведь без уважения мы всего-навсего просто люди.
А сапер Николай Васильевич Торговцев вернут в строй бойцов той войны именно стараниями людей, которые доказывают свое уважение к воинам-победителям именно делом. Так что удачи бойцам поисковых отрядов по всей стране. Они реально помнят и гордятся. В поле, с щупом, лопаткой и ножом. Как и положено настоящим людям, уважающим память своих предков.
Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
