ECHELON: мир под колпаком
Мощные антенны, замаскированные под огромные шары и тарелки-локаторы – наземный компонент системы радиоэлектронной разведки США, Англии, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Цель ECHELON — сбор данных посредством тайного перехвата сигналов из каналов связи других государств и международной связи.
Компоненты системы перехватывают сообщения из интернета, подземных кабелей, сеансов радиосвязи, а также при помощи акустического сверхчувствительного оборудования на орбитальных спутниках.
Станции следят за почти всеми каналами связи, автоматически анализируя интересующую информацию и передавая ее «заказчикам». У станций разные кодовые названия, но все они входят в одну глобальную сеть, используют одинаковое оборудование и подобные методы извлечения информации, анализируя ежедневно миллиарды сообщений и раскладывая их по полочках электронных ячеек суперкомпьютеров.
УКУС
В 1947г. англоязычные страны (секретное соглашению «UKUSA Signals Intelligence agreement». Трумэна-Эттли), учитывая напряженность международных отношениях, «поделили» между собой «ответственность» за наблюдением разных частей мира. Базой для «Эшелона» послужили мощные подразделения технической разведки, созданные в годы Второй мировой войны спецслужбами США и Великобритании.
Зона ответственности Британии включала Африку и Европу к востоку от Уральского хребта; Канада, лучший друг бывшей империи, «покрыла» северные широты и Заполярье; США взяли на себя наибольшие и трудные в языковом отношении регионы Евразии, Латинской Америки. Контроль за информационным трафиком (или контентом) осознали уже тогда.
Участники совещания на о-ве Мэн заранее оговорили общие процедуры, цели, оборудование и методы, которые должны использоваться в системе.
С тех пор ежегодно руководители «пятерки» собирались вместе, чтобы обсудить вопросы планирования и координации деятельности по направлениям глобальной разведки.
В обстановке строжайшей секретности появились соответствующие станции, огромные, накрытые куполами следящие радары.
Согласно отчету Европейского парламента, следующие наземные станции наиболее вероятно имеют отношение к системе «Эшелон»:
Menwith Hill, Йоркшир, Великобритания
GCHQ Bude, Корнуолл, Великобритания
Sugar Grove, Западная Вирджиния, США
Yakima Training Center, США, штат Вашингтон
Pine Gap, Северная Территория, Австралия
Geraldton, Западная Австралия
GCSB Waihopai, Новая Зеландия.
Мисава, Япония
Гонконг, Китай (в настоящее время закрыта)
Кроме того, в отчете Европейского парламента упомянут ряд других станций, причастность к системе которых «явно установить не удалось»:
Fort Gordon (Джорджия, США)
Kunia (Гавайские острова, США)
Lackland Air Force Base, Medina Annex (Сан-Антонио, Техас, США).
Bad Aibling Station (база США в Германии, в 2004 году перемещена в Грисхейм, 7 км к западу от Дармштадта)
Buckley Air Force Base (база ВВС США, штат Колорадо)
Guam (база США в Тихом океане)
Ayios Nikolaos (Кипр, база Великобритании)
Gander (Канада, провинция Ньюфаунленд и Лабрадор)
Leitrim (Канада, провинция Онтарио)
Главный наземный компонент системы составляют три крупных комплекса управления, приема и обработки данных, расположенных в Pine Gap (г. Алис-Спрингс, Австралия), Харро-гейт (Menwith Hill, Великобритания) и Форт Мид (штаб-квартира АНБ, штат Мэриленд).
Комплексы связаны между собой спутниковыми линиями закрытой связи, однако наиболее важные материалы радиоперехвата регулярно доставляются в США из Австралии самолетами военно-транспортной авиации.
Крупнейшим комплексом системы является Pine Gap, строительство которого завершено в 1968 году, к моменту запуска первого ИСЗ «Спук Бёрд», размещенного на орбите в зоне Индийского океана. В настоящее время на его территории установлены восемь антенных систем под радиопрозрачными куполами диаметром от 2 до 33 м.
Официально считается, что объект находится в совместной эксплуатации США и Австралии (открытое наименование комплекса в Pine Gap – «Совместное оборонное учреждение для космических исследований»). Но, по данным западной прессы, основные задачи обработки информации решают специалисты ЦРУ, а австралийский персонал используется в основном на вспомогательных работах и не имеет доступа ко всем данным перехвата. В технических зданиях размещена аппаратура для управления работой бортовых систем ИСЗ и первичной обработки данных радиоперехвата с помощью компьютеров фирм IBM и DEC.
Более детальная обработка данных ведется в центрах УНБ и ЦРУ на территории США. ECHELON использует списки ключевых слов для фильтрации контента передаваемых сообщений, в целях перехвата информации, представляющей интерес. Выбор ключевых слов для фильтрации должен быть одобрен независимой комиссией. Главным элементом станций ECHELON служат компьютеры DICTIONARIES, которые автоматически отбирают искомые текстовые сообщения, используя список заданных чисел имен и «ключевых слов».
Ключевые слова (ключи) самые разные: имена людей, названия кораблей, организаций, стран, а также характерные термины. Ключами служат номера абонентов телефонов и факсов, электронные адреса в Интернете, принадлежащие частным лицам, бизнесменам, организациям или правительственным службам. Компьютеры способны перехватывать электронные сообщения и расшифровывать закодированные сообщение дипломатического, военного или промышленного происхождения. Дешифровка закодированных сообщений осуществляется в Форт Мид (город радиоэлектронной разведки) с помощью суперкомпьютеров «Крэй».
В 1971 заработал секретный обьект на полуострове Корнуэлл в Англии.
Станция перехватывала коммуникации связи над Атлантическим и Индийским океанами.
Для «медвежьего охвата» Тихоокеанского региона АНБ построило станцию станции Sugar Grove (Западная Виргиния) и Yakima (в районе Сиэтла).
Станции Geraldton и Waihopai (Новая Зеландия) направлена на перехват сообщений со спутников «Интелсат» над Тихим и Индийским океанами.
Для перехвата информации на территории России был создан специальный центр радио- и радиотехнической разведки Bad Aibling Station, расположенный недалеко от Аугсбурга (Германия).
Это крупнейший центр перехвата АНБ: его главная антенна диаметром 300 м и высотой 30 м., а служебные помещения центра расположены под землей на глубине 25 м на 12 этажах. В систему входят геостационарные спутники, которые выполняют радиоперехват сообщений, передаваемых по космическим, тропосферным, радиорелейным и другим линиям радиосвязи.
В 1984 году на встрече в штаб-квартира ББПС на Айткен-стрит, директор АНБ генерал-лейтенант Линкольн Форер, глава британской Штаб-квартиры правительственной связи (GCHQ) Питер Мэричерч, начальник Службы безопасности связи Канады (СБС) Питер Хант, а также шеф австралийского Управления оборонной связи (УОС) Тим Джеймс.
Новую Зеландию представлял директор ББПС Колин Хэнсон. Ему предстояло в последующие три года убеждать свое правительство в необходимости утвердить план, выработанный на секретной встрече членов УКУСА. Такие же весьма деликатные «формальности» нужно было преодолеть и его австралийским партнерам.
Первые известия об аварии на ЧАЭС в 1986 году были получены из анализа данных космического перехвата радиопереговоров между Киевом и Москвой. Подтверждением факта аварии послужили проанализированные позднее записи инфракрасного фона Земли, сделанные спутником обнаружения пусков ракет «Имеюс», и данные метеосъемки с борта военных и гражданских метеоспутников DMSP и NOAA.
Лишь на третий день после аварии был сделан снимок разрушенного реактора с помощью ИСЗ фоторазведки разведки КН-11.
Для обеспечения широкомасштабных боевых действий вооруженных сил США система спутников РЭР и ECHELON привлекались в ходе войны с Ираком в 1990-1991 годах. Наряду с решением задач стратегической разведки радиосетей управления вооруженными силами Ирака США прилагали особые усилия для радиоперехвата информации тактического назначения (например, факты взлета самолетов или передвижения бронетанковой техники, вскрытые из радиопереговоров экипажей) и быстрого ее доведения до потребителей на ТВД. Опыт войны с Ираком послужил толчком для дальнейшего совершенствования системы обработки и доведения результатов космической радиоразведки до пользователей тактического звена на ТВД.
Окончание «холодной войны» и сокращение в США бюджетных ассигнований на военные цели сказываются и на радиотехнической разведке. Тенденция к затягиванию сроков разработки новых компонентов системы и увеличение их стоимости привела американских специалистов к тупиковой ситуации.
Опыт международного расследования. «Дело “Эшелона”»
Первоначально глобальная шпионская система ECHELON задумывалась лишь для шпионажа против СССР и его союзников из Варшавского Договора.
Но после 1991г., дорогостоящую «прослушку» было решено на свалку не сдавать, а переориентировать на другие цели.
Хозяева «Эшелона» (АНБ) по-прежнему собирают военную и политическую информацию, а также сведения о потенциальных террористах и наркодельцах, но не только. Появляются сообщения о том, что систему начинают использовать для промышленного шпионажа, и, что еще хуже, для слежки за отдельными людьми. По некоторым сведениям, во второй половине 1990-х гг.
объектом слежения ББПС стал космический аппарат Интелсат-701, выведенный в 1994 г. на геостационарную орбиту над точкой пересечения экватора и 174-го меридиана. Это место расположено к северу от Новой Зеландии у островов Кирибати в Тихом океане. Всего система Интелсат (Международная организация спутниковых телекоммуникаций) имеет около двух десятков спутников, цепочкой зависших над экватором, через которые осуществляется преобладающая часть международных телефонных переговоров и сообщений по факсовой и телексной связи, а также электронной почты.
Впервые об «Эшелоне» заговорили в конце 70-х, когда группа британских ученых заявила о такой возможности, после чего все они были арестованы и обвинены в нарушении британской гостайны.
Однако журналист из газеты «Гардиан» Дункан Кэмпбелл (Duncan Campbell), для которого доказательство существования «Эшелона» стало делом профессиональной чести, продолжил искать новые свидетельства. Со временем у него появились последователи.
В 1984 году новозеландский исследователь Оуэн Уилкес (Owen Wilkes) впервые обнародовал сведения о существовании в 150 км к северу от столицы этой страны — города Веллингтона, в местечке Тангимоана-Бич, секретной станции радиоэлектронного шпионажа. Премьер-министр Роберт Малдун (Robert Muldoon) был вынужден признать: семью годами ранее правительство создало секретную службу под названием Бюро безопасности правительственной связи, которое занимается электронной разведкой и сотрудничает с представителями других англоговорящих стран – США, Великобритании, Австралии и Канады.
В июне 1992-м году несколько действующих сотрудников британской спецслужбы «Штаб-квартира правительственной связи» сообщили корреспонденту газеты «Обсервер» о том, как английская разведка шпионит за гуманитарными организациями «Международная амнистия» и «Христианская помощь.
Всплыли и некоторые подробности того, как действует система поиска с использованием ключей.
Особое возмущение существование «Эшелона» вызывало у европейских политиков, многие из которых были связаны с США и Великобританией союзническими отношениями в рамках блока НАТО, однако о шпионской системе даже не подозревали.
Оказывается, в 1993 и 1994г.
ECHELON помог американским фирмам получить заграничные контракты на общую сумму в 16 млрд долларов, продав им сведения об официальных лицах стран третьего мира находящихся к тому времени «на крючке». АНБ, действуя в экономических интересах США, развалило два крупных коммерческих проекта французов. В 1994-м АНБ перехватило звонок французской компании «Thomson-CSF» по поводу заключения крупного контракта с Бразилией. Тут же полученная информация была передана американской Raytheon, которая, предложив более выгодные условия, перехватила сделку.
Французы потеряли на этом свыше 6 миллиардов долларов. В том же ключе АНБ посодействовало и заключению крупной сделки по закупке Саудовской Аравией американских лайнеров Boeing. В 1995г. Boeing получил договоры на поставку аэробусов в страны Персидского залива, изначально предназначавшийся European Airbus consortium.
В 1997-м году был создан Международный консорциум журналистов-расследователей (International Consortium of Investigative Journalists, ICIJ, www.icij.org), в котором сегодня состоят представители более чем сорока стран. Появление этой организации стало ответом на требования времени: эпоха транснациональных корпораций, международного терроризма и преступности нередко требует совместных действий работников СМИ разных стран ради поиска истины
25 апреля 1998г.
в Брюсселе прошли слушания Европарламента, посвященные американской сверхсекретной разведывательной системе «Эшелон». В качестве основного докладчика выступил автор нашумевшей в Европе книги " Secret Power " новозеландского журналиста Ники Хэйгер (Nicky Hager).
В 1998-м году Европейский парламент поручил журналисту из газеты «Гардиан» Дункану Кэмпбеллу (Duncan Campbell), для которого доказательство существования «Эшелона» стало делом профессиональной чести, подготовить доклад об «Эшелоне» для проведения специальных слушаний по этому вопросу, которые состоялись 25 апреля 1999-го и собрали огромное количество политиков, общественных деятелей и журналистов из разных стран мира.
Доклад только в его фактологической части составил более 40 страниц. Автор (оговоримся, что приведенные им примеры специалисты считают не очень конкретными и доказательными) не ограничился описанием «Эшелона», постаравшись собрать сведения и о других системах электронного шпионажа.
В докладе сообщалось, что американские компании «Майкрософт», «Лотус», «Нетскейп» помогают спецслужбам США расшифровывать кодировку, предусмотренную их программным обеспечением, которое использует весь мир. Эти факты больно задели европейских политиков – оказалось, что США вполне способны контролировать их внешнюю политику и экономическую деятельность.
Работа Кэмпбелла и других журналистов свою роль сыграла: после того, как разоблачение фактически состоялось, в декабре 1999-го некоторые официальные документы, подтверждающие существование «Эшелона», были в США рассекречены. Позднее существование системы было официально признано и правительством Австралии.
В марте 2001 экс-директор ЦРУ Джеймс Вулси выпустил кота из мешка, признав, что США крадет экономические секреты посредством шпионажа с применением спутников связи и зондирования волнового эфира.
Благодаря «Эшелону» удалось в рекордно короткие сроки — всего за три дня — вычислить злоумышленника, запустившего в Интернет вирус I love you, который успешно атаковал миллионы компьютеров Windows в 2000 году. Хакера-«любовника» вычислили по виртуальных следах: просмотрев всю перехваченную почту, спецслужбы вышли на первого отправителя сообщения.
Разоблачение «Эшелона» спровоцировало спецслужбы Франции на признание во владении аналогичной (хотя и меньшей по масштабу) разведывательной системы. Первую информацию о ней опубликовал известный французский журналист Жан Гуисне (Jean Guisnel) в июне 1998 года в еженедельнике «Ле пойнт», потом последовало и официальное подтверждение.
Международное расследование продолжается и по сей день силами десятков журналистов и общественных деятелей (часть их объединилась в рамках проекта «Наблюдение за «Эшелоном»).
Малышы
Другие страны-счастливчики не претендуют на подобный масштаб.
Швейцария (Onyx), Франция (глобальная Frenchelon и военная EMERAUDE), РФ, Дания, Нидерланды, располагают небольшими ECHELON-подобными станциями для сбора и обработки сведений, подслушанных в гражданских эфирных каналах.
По мнению владельца веб-сайта cryptome.com Джона Янга, масштабы коммерческого шпионажа ТНК пока недооцениваются. На его взгляд, «главный ECHELON», возможно, лишь меньшее из зол по сравнению с его многочисленными «малышами», этакими спрутами с множеством щупальцев, которые еще только предстоит раскрыть.
Шумиха в 2001 вокруг главной системы только отвлекает внимание от истинных размеров коммерческого шпионажа. В числе наиболее часто практикуемых компаниями методов радиотехнического шпионажа он называет приборы дистанционного лазерного наблюдения (лазерные микрофоны), негласный анализ онлайновой деятельности пользователей интернета и лазейки в коммерческие приложения. Интернациональная фирма FIRETRENCH, гуру в области средств компьютерной защиты, подтверждает подозрения Джона Янга, что к ней поступают заказы на радиоэлектронное оборудование для слежки за конкурентами.
ЕС делает выводы
Результаты журналистского расследования оказались вопиющими.
В Брюсселе начали проявлять особый интерес к проблемам безопасности.
1 декабря 2001 года, вступила в силу ЕПБО — европейская политика безопасности и обороны. Она была создана на основе множества процедур для решения вопросов, связанных с «чувствительной информацией, которая, попав не в те руки, может навредить интересам ЕС или государств-членов», — написано в документе Евросовета. «Все признанные конфиденциальными или секретными документы защищают, контролируют и отслеживают», объясняет осведомленный источник.
Лишь три тысячи человек имеют право читать бумаги, на которых стоит штамп «ограничено», «конфиденциально» или «секретно».
При этом, читать документы под грифом «совершенно секретно» позволено лишь пятнадцати лицам и исключительно в бумажном виде (никаких электронных копий не допускается).
«Правила обращения таких документов настолько строги, что люди предпочитают вообще не пользоваться печатью „совершенно секретно“, признает специалист по безопасности. Но это, в общем-то, и к лучшему, так как права читать их не имеет даже верховный представитель ЕС по внешним связям и политике безопасности Кэтрин Эштон (Catherine Ashton)!
Предоставлять или нет подобные полномочия европейским чиновникам решают министерства внутренних дел и обороны их стран.
Так, „баронесса“ до сих пор не получила из Лондона высочайшего соизволения. „Британцы говорят нам, что Кэтрин Эштон разрешения не получит“, — говорит чиновник Еврокомиссии. „Они считают, что как политику высокого уровня, ей это не обязательно“. Здание Еврокомиссии считается слишком „проницаемым“, за исключением нескольких оборудованных по по.
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
