Пост29 декабря 2022, 19:47

Это нужно понимать: есть люди, которым тирания действительно нравится

Не стоит думать, что все, кто не разделяет ценностей свободы и демократии, просто оболванены пропагандой.
тирания
национальные государства
CC0 / Это нужно понимать: есть люди, которым тирания действительно нравится
© CC0

Если человек не понимает, что тирания — это плохо, значит она для него — то, что хорошо. Именно для него. И возможно, для многих других. Это нужно иметь в виду: хорошо и плохо — на самом деле не универсальные понятия. Мы с вами все настолько разные, что рай для одного — ад для другого.

И тут ничего нельзя обосновать и объяснить. Это ровно тот случай, когда это будет означать «метать бисер». Для кого-то тирания тотально неприемлема, а для другого она, напротив, привносит смысл в его существование.

И именно в этом проблема национальных государств. В одном формате вынуждены жить сущностно очень разные люди. Причем и те, и другие считают «иных» аномалией, неправильными. Одна сторона считает другую просто недоразвитыми, а те своих оппонентов — предателями, «врагами народа» и пр. Но обе стороны запутаны ложной антропологией Модерна и Просвещения как его источника.

Нет, они просто разные. И хотя говорят на одном языке, но у них очень разный «словарный запас». И ошибка считать, что других слов они просто не знают. Нет, это их выбор. Им нужны именно эти. А другие — нет.

Россия и Беларусь — две страны, где эта проблема явлена во весь рост. Во втором случае ее только-только начинают замечать.

Белорусский политолог Валерий Карбалевич пишет: «Кажется, что белорусы еще до конца не поняли, какую эпическую драму переживает белорусский социум. И точкой отсчета стал все тот же судьбоносный 2020 год. Главная проблема заключается в том, что параллельно начали существовать две Беларуси, дистанция между которыми с каждым днем расширяется. Это Беларусь в эмиграции и лукашенковская Беларусь. Они разделены не только географически, а, что более важно, ценностно. Можно сказать, что они представляют разные цивилизации, миры».

На самом деле эта драма — момент истины. Тут физиология: те, кого не тошнит от Лукашенко, потом, после возможного его свержения, будут по нему тосковать. Дело ведь не в том, что он людей, его поддерживающих, «оболванил». Дело в том, что их от него не тошнит…

В России и русскоязычной эмиграции с осознанием этой проблемы пока еще хуже. Белорусам проще — они могут оставаться в рамках национального дискурса. Оппозиция отождествляет себя с «беларусскостью», а лукашенковцы, так или иначе, — с «советскостью». В России так не получится. И соответственно, решения нет даже в проекте. А между тем возрождение тираний в Восточной Европе и проблемы, которые они породили, ставит очень глубокие именно антропологические вопросы. И может, российский кейс поможет человечеству их осознать. Пока, впрочем, этого отнюдь не наблюдается…

Telegram-канал «Житель последних времен»
* Мнения авторов постов и «Постсовета» могут не совпадать.

Далее: Проблема в «морковке»: как связаны преступность и успех

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)