Философы выяснили, почему женщины выполняют большую часть работы по дому, а мужчины часто даже не замечают результатов этого труда
Оказалось, что все дело — в представлении о том, какие действия можно или нужно совершить с различными предметами.Согласно выдвинутой учеными «теории доступности», люди воспринимают все объекты и ситуации в контексте связанных с ними действий, и именно разница в точке зрения порождает гендерное неравенство в распределении домашних обязанностей. Например, женщины могут взглянуть на поверхность, и у них сразу возникнет связь с действием — «вытереть». Мужчин же покрытая крошками столешница ни к каким действиям не побуждает.
В статье, опубликованной в журнале «Философия и феноменологические исследования», ученые решили ответить на 2 вопроса.
1. О «неравенстве»: почему женщины, несмотря на экономический и культурный прогресс, продолжают выполнять большую часть работы по дому и уходу за детьми?
2. О «невидимости»: почему так много мужчин считают, что домашняя работа распределена более равномерно, чем это есть на самом деле?
Доктор Том МакКлелланд и его соавтор профессор Паулина Слива утверждают, что неравное разделение труда в доме и неспособность мужчин определить этот труд лучше всего объясняется представлением о «доступности» действий, связанных с теми или иными вещами. «Это не просто взгляд на форму и размер дерева и предположение, что на него можно залезть, а реальное восприятие конкретного дерева как такого, на которое можно залезть, или восприятие чашки как такой, из которой можно пить», — поясняет Слива.
Существуют значительные различия в «восприятии доступности» у разных людей. Один человек видит, что на дерево можно залезть, а другой — нет. К тому же почти все предметы предлагают огромное количество возможных действий, которые с ними можно совершить. Обычная кухонная лопатка может использоваться при готовке — а может как музыкальный инструмент или мухобойка.
«Если мы применим восприятие доступности к домашней обстановке и предположим, что она гендерно обусловлена, это поможет нам ответить на вопросы неравенства и невидимости», — говорит МакКлелланд.
По мнению философов, когда женщина входит на кухню, она с большей вероятностью увидит «возможности» для выполнения определенных домашних дел — посуду нужно помыть, холодильник нужно заполнить. Мужчина же может просто наблюдать за посудой в раковине или полупустым холодильником и не испытывать порывов что-то с ними сделать.
«Задачи могут раздражать воспринимающего, пока они не будут выполнены, или отвлекать его от других планов. Если сопротивляться, это может создать ощутимое напряжение, — отмечает Слива. — Это ставит женщин в затруднительное положение: либо неравенство труда, либо неравенство когнитивной нагрузки».
По мнению философов, гендерный раскол в восприятии доступности формируется постепенно: социальные сигналы, побуждающие нас к действиям в определенной обстановке, часто подаются взрослыми, когда мы еще совсем маленькие. Наша система взглядов обновляется в зависимости от того, с чем мы сталкиваемся чаще всего.
«Некоторые навыки явно гендерно обусловлены, например, уборка или уход за собой, и ожидается, что девочки будут выполнять больше домашних обязанностей, чем мальчики. Это тренирует их способы восприятия домашней обстановки», — отмечают ученые.
При этом Слива и МакКлелланд подчеркивают, что гендерная гипотеза восприятия доступности не оправдывает мужчин. «Мы можем изменить свое восприятие мира путем постоянных сознательных усилий и воспитания привычек, — говорит МакКлелланд. — Мужчин следует поощрять сопротивляться гендерным нормам, повышая их чувствительность к возможностям выполнения домашних задач». Например, мужчина может принять решение подметать крошки каждый раз, когда он ждет, пока закипит чайник. Это не только поможет выполнять задачи, которые он раньше не замечал, но и постепенно научит видеть те же «доступные возможности», что и женщина.
Изменение социальных норм требует вмешательства на уровне политики, утверждают философы. Например, совместный отпуск по уходу за ребенком дает отцам возможность стать более восприимчивыми к возможностям выполнения задач, связанных с детьми.
Источник — News-Medical
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)