Новость 29 февраля 2016, 11:04

Гай Борисов: снятие санкций с Ирана положило начало «транзитной войне» в Закавказье

Гай Борисов: снятие санкций с Ирана положило начало «транзитной войне» в ЗакавказьеСтороны подписали более десяти соглашений о развитии двустороннего сотрудничества в целом ряде сфер, и в первую очередь — в области расширения связывающих две соседние страны инфраструктур.

29 февраля 2016 10:24 Гай Борисов: снятие санкций сИрана положило начало «транзитной войне» вЗакавказье

Недавний официальный визит вИран президента Азербайджана Ильхама Алиева, как считают вБаку, положил начало новой странице вотношениях двух государств. При этом обеими сторонами этот визит был расценен как достаточно плодотворный.

Стороны подписали более десяти соглашений оразвитии двустороннего сотрудничества вцелом ряде сфер, ивпервую очередь— вобласти расширения связывающих две соседние страны инфраструктур. ВАрмении, впоследнее время надеющейся поспособствовать выходу Ирана нарынки Евразийского иЕвропейского союзов путем расширения своих транзитных возможностей, некоторые достигнутые президентами Алиевым иРоухани договоренности вызвали тревогу идаже нескрываемое разочарование.

Впервую очередь, такая реакция порождена иранско-азербайджанским соглашением овозобновлении работ вокруг замороженного втечение последних десяти лет проекта строительства железнодорожной магистрали отиранского Казвина доазербайджанской Астары.

Значение этого соглашения настолько велико, что наэтом факте специально остановился иранский президент Хасан Роухани. Вовремя итоговой совместной пресс-конференции сазербайджанским коллегой он, вчастности, отметил, что «соединение железных дорог (Ирана иАзербайджана— EADaily ) станет важным событием доконца текущего года». Тем самым были названы ипредполагаемые сроки начала эксплуатации новой магистрали, которая должна стать важной частью возрождаемого Китаем «Шелкового пути».

Как пишет вэтой связи ереванская газета «Новое время», эта магистраль станет «прямым конкурентом транспортному проекту Иран-Армения. Достигнутые вТегеране договоренности могут негативно сказаться наперспективах прокладки железной дороги изИрана вАрмению». Ихотя газета сомневается, что состыковать азербайджанские ииранские рельсы действительно удастся уже вэтом году, однако понятно, что аналогичный ирано-армянский проект будет, как минимум, отложен нанеопределенную перспективу.

Это объясняется целым рядом существенных факторов.

Стоимость ирано-азербайджанского проекта— $400 миллионов, втовремя как «армянский вариант» обойдется, как минимум, в $3 миллиарда. Кроме того, впервом случае вчетверо ускоряются сроки строительства, поскольку для прохождения магистрали поармянской территории необходимо будет проложить 60 тоннелей ипостроить 64 моста. Поэтому конкурентоспособность гипотетической ирано-армянской железной дороги крайне невелика.

Очень важно ито, что армянский участок такой дороги способен вывести иранские грузы через территорию Грузии кпортам Поти иБатуми, авот вРоссию они даже вэтом случае должны так или иначе проследовать через территорию тогоже Азербайджана. Неслучайно бывший глава РЖД Владимир Якунин говорил, что проект железнодорожной связи Иран— Армения нежизнеспособен. «Это как прорубить встене окно вникуда… встену соседнего дома»,— образно сказал он.

Следует также добавить, что вконце нынешнего года Азербайджан, Грузия иТурция планируют начать полноценную эксплуатацию уже практически готовой магистрали Баку- Тбилиси-Карс, которая также является элементом «Шелкового пути». Всочетании сирано-азербайджанской дорогой это уже полностью обессмысливает «армянский проект», азначит, делает длящуюся вот уже более 20 лет железнодорожную блокаду Армении практически полной, аглавное— пролонгирует еёдотех времен, пока ненайдет разрешения вопрос Нагорного Карабаха, очем говорить пока неприходится. Одновременно это минимизирует надежды надеблокаду Абхазской железной дороги, которая также внемалой степени утрачивает свою роль важного транзитного звена, способного связать Иран иАрмению сРоссией ииными странами ЕАЭС.

Тем неменее, говорить отом, что Баку добился окончательного выключения Армении извсех региональных транспортных проектов, как отом любят утверждать азербайджанские эксперты, неприходится. НиРоссия, ниИран, разумеется, исходя изочевидных геополитических соображений нехотелибы установления наближневосточных изакавказских коммуникациях транзитной монополии Турции, Азербайджана иГрузии. Поэтому Армения влюбом раскладе будет оставаться важнейшим «кандидатом» наподключение ктем или иным региональным проектам вслучае возникновения благоприятных политических иинвестиционных условий.

Кстати, один такой проект— итоже врамках магистрали «Север-Юг» (нонасей раз автомобильной) уже активно осуществляется. При финансовой поддержке Азиатского банка Развития (АБР) натерритории Армении строится современное многополосное шоссе, которое уже вскоре свяжет север Ирана сграницей Грузии ипойдет дальше— кпортам Черного моря. Отметим, что иКитай заинтересован вскорейшем начале эксплуатации этой магистрали, которая заметно сократит время переброски грузов отПерсидского залива доБатуми.

Таким образом, хотя иможно понять разочарованность армянской стороны новыми договоренностями Баку иТегерана втранспортной сфере, однако считать, что Армения из-за этого теряет «последний шанс» стать транзитной страной, всеже неприходится.

Отметим также, что аналогичная «битва затранзит» разворачивается ина«газовом фронте». Сразу после начала поэтапного снятия сИрана международных санкций, вТегеране заговорили ожелательности увеличения газового экспорта через Армению иГрузию вЕвропу.

Соответствующие коммуникации имеются: ИРИ, Армения иГрузия связаны газопроводами (как построенными еще всоветские времена, так иновыми), пропускные возможности которых могут быть без труда увеличены. Также впоследние полгода весьма активно ведет себя нагрузинском направлении российский «Газпром», стремящийся увеличить поставки голубого топлива, которое Тбилиси уРоссии сегодня незакупает— весь необходимый грузинской стороне газ идет изАзербайджана. Грузинское правительство ведет соответствующие переговоры с«Газпромом», что вызывает резко негативную реакцию местной оппозиции влице партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение».

Правительство говорит онеобходимости диверсификации поставок газа встрану, аоппозиция оперирует сугубо громкими ипустыми посути антироссийскими лозунгами типа «Газпром— газовая камера для грузинской свободы». Однако планы Тбилиси весьма обеспокоили нетолько местную оппозицию, ноиБаку, который нежелает лишаться своего монопольного положения газового поставщика нагрузинский рынок. Ивот наднях стало известно, что около месяца назад грузинская сторона получила сАпшерона новое предложение— изсерии тех, откоторых, как говорится, трудно отказаться.

Издание «Бизнес-Грузия» утверждает, будто неназванный представитель Корпорации нефти игаза Грузии сообщил, что азербайджанская госнефтекомпания SOCAR предложила увеличить поставки газа для Тбилиси на500 млн кубометров вгод. Ипри этом «Баку готов кпереговорам оснижении цены».

Даже если предположить, что это правда (аверится втакое неочень, учитывая, что газовые запасы Азербайджана отнюдь небезграничны) ичто Тбилиси из-за этого нестанет закупать российский газ, «иранский вариант» все равно остается актуален, иболее того— вподобном случае Тегеран, безусловно, будет стремиться расширить свою долю назакавказском рынке газового транзита.

Таким образом, можно констатировать, что уже одно лишь начало процесса возвращения Ирана всистему мировой экономики стало причиной возникновения «битвы затранзит» вЗакавказье.

Излишне говорить, что вэтом конкурентном противостоянии все стороны будут преследовать свои интересы, и, разумеется, нетолько экономические. Вэтом контексте, как представляется, Россия моглабы использовать новые реалии для того, чтобы сопорой начлена Евразийского союза— Армению, активизировать процессы более тесного вовлечения вЕАЭС как Азербайджана, так иГрузии. Тем более что вназванных странах общественное мнение настроено вэтом отношении достаточно позитивно, инеиспользовать складывающуюся сегодня конъюнктуру былобы весьма недальновидно.

Гай Борисов, политический обозреватель EADaily

Источник
Теги: Магистраль, Азербайджан, Дорога, ИРАН, Армения
* Мнения авторов постов и «Постсовета» могут не совпадать.