Новость8 мая 2012, 08:42

Глубина погружения

Зайцев, Анатолия, Служба, РАНГ, Григорий
На его Золотой Звезде Героя Российской Федерации цифра 23.

Капитан 1 ранга Анатолий Зайцев был в числе четырёх первых военных моряков, которым было присвоено это высокое звание в новой России. Помимо него в Указе Президента РФ от 18 августа 1993 года – капитаны 1 ранга Геннадий Попов, Владимир Терехов и Михаил Грицко. Все с Северного флота, боевые товарищи.

… До поступления в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О.

Макарова Анатолий Зайцев служил матросом в учебном отряде во Владивостоке, а потому выбор профессии сделал вполне осознанно. И учился на совесть – в 1970 году получил диплом с отличием. Воспользовавшись правом выбора места службы, выбрал Камчатку – атомную подводную лодку стратегического назначения К-399, которая только-только пришла в Вилючинск с завода.

– Мне повезло: корабль проходил государственные и ходовые испытания, и я, молодой лейтенант, командир электронавигационной группы, с первых месяцев офицерской службы прошёл хорошую школу, – вспоминает Зайцев. – Становление шло ускоренными темпами и под руководством опытных подводников.

До сих пор помню ракетные стрельбы одновременно четырьмя ракетами. Я обеспечивал точность их попадания на боевое поле. Стрельбы прошли великолепно, и служба сразу наладилась. В декабре 1972 года экипаж был награждён Вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». По тем временам это была высокая честь.

Через четыре года после окончания училища старший лейтенант Зайцев уже был назначен помощником, а ещё через два года – старшим помощником командира АПЛ К-451. Это тоже был новый корабль, вступивший в строй в 1973 году.

После окончания в 1978 году Высших специальных офицерских классов ВМФ Анатолий Зайцев готовился вернуться на Тихоокеанский флот, чтобы принять родную К-399. К тому времени он имел более десяти боевых служб, и вопрос о назначении его командиром был практически решён. Но тут произошёл резкий поворот: офицеру предложили возглавить экипаж строящейся сверхглубоководной АПЛ. С тех пор по 1987 год Зайцев занимался сначала строительством, а потом последовательными испытаниями новой подводной лодки.

– Это был длительный процесс, на корабле внедрялось очень много новейшей техники, – рассказывает Анатолий Григорьевич.

– Параллельно шла доработка, во время которой возникало немало нештатных ситуаций, связанных с риском для жизни, – мы испытывали то, с чем прежде никому из подводников иметь дело не приходилось. Экипаж приобрёл значительный опыт в обслуживании технических средств в сложных морских условиях во взаимодействии с разнородными силами ВМФ. Многие офицеры, получив бесценные знания и навыки, впоследствии были награждены, отлично служили на других АПЛ.

Только с 1988 года стали готовиться к боевой службе, которую успешно прошли в 1989-1991 годах.

Капитан 1 ранга Зайцев вместе с экипажем опускался на всё большую глубину и одновременно поднимался по ступеням командирского и профессионального роста. Такой вот парадокс – глубина и возвышение.

Конечно, хотелось бы больше узнать о нюансах непростой службы на Северном флоте на сверхглубоководной АПЛ, но Анатолий Григорьевич лишь разводит руками: «О каких-то подробностях смогу рассказать не раньше, чем лет через пять – время пока не пришло».

В 1991 году его представили к званию Героя Советского Союза. Но в то непростое время документы долго ходили по инстанциям. 18 августа 1993 года Указ Президента России состоялся.

В 50 лет Анатолий Григорьевич уволился в запас. Сейчас он первый заместитель председателя Межрегиональной общественной организации «Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы города Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

Далее: Зачем «Гугл» парит: гагант хайтек-индустрии занялся добычей чистой энергии

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)