Сложный для России период конца XVIII начала XIX века открыл плеяду выдающихся полководцев и адмиралов, но есть и такие, чья слава в делах гражданских ничуть не меньше успехов военных.
Одним из таких людей был Михаил Семенович Воронцов. Он родился 30 мая 1782 года, детство его прошло в Лондоне. Отец – граф Семен Романович Воронцов, через три года после рождения сына, был назначен послом Великобритании.
В 1784 году от острого туберкулеза умирает жена графа Воронцова. Второй раз он так и не женится, целиком посвятив себя воспитанию детей: Михаила и Екатерины.
Для сына Семен Романович лично составлял учебные программы, в которые входили такие предметы как языки, математика, история, естественные науки, фортификация, архитектура, музыка. В итоге, Михаил Воронцов свободно владел 5 языками: русским, французским, английским, греческим и латынью, разбирался в искусстве и литературе.
Помимо прочего посещал вместе с отцом заседания парламента и промышленные предприятия, а также бывал на русских кораблях заходивших в английские порты.
Еще одним важным элементом образования Воронцова-младшего было ремесло. С детва он начал обучаться столярному делу, которое осталось его увлечением до конца жизни.
К четырем годам Михаил Семенович произведен в прапорщики Преображенского полка, в который был записан на службу ещё младенцем.
Такой вот бытовал способ обхода установленного Петром Великим срока службы для дворянского сословия.
В 19 лет Михаил Семенович получает блестящее образование и производится Павлом I в камергеры. Однако, Воронцов-старший зная о непостоянном характере императора, решает отложить поездку сына на родину. Вероятно, граф, будучи опытным политиком, догадывался, чем, вскоре, закончится непоследовательное поведение Павла.
К воцарению Александра I Михаил Воронцов уже пребывает в Петербург, где знакомиться с офицерами лейб-гвардии Преображенского полка. Здесь Воронцов решает посвятить себя военному делу.
Портрет Михаила Семёновича Воронцова работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Звание камергера давало возможность вступать на военную службу в чине генерал-майора. Но Михаил Семенович пренебрегает этой привилегией и просит зачислить его армию в низшем чине.
Его просьбу исполняют, и он становится поручиком Преображенского полка.
Кутежи, в офицерской компании в промежутках между муштрой и дежурствами, Воронцова не привлекают и в 1803 году он волонтером отправляется в Закавказье к действующей армии князя Цицианова. В полной мере проявив свои таланты и личную храбрость, Михаил Семенович удостаивается капитанского чина, а так же орденов св. Анны 3-й степени и св.
Владимира и св. Георгия 4-й степени.
С 1805 года Воронов участвует в наполеоновских войнах. В сентябре этого же года он в составе армии генерал-лейтенанта графа Толстого, блокирует померанскую крепость Гамельн. В 1806 участвует в сражении под Пултуском, а в 1807, в качестве командира 1-го батальона Преображенского полка, в битве при Фридланде.
После заключения Тильзитского мира Воронцов воюет против турок.
В 1809 году получает в подчинение Нарвский полк. Участвует в штурме Базарджика, в сражении под Шумлой. На Балканах, куда Воронцов был отправлен осенью 1810, взял Плевну, Сельви и Ловчу.
В 1811 году, уже под командованием Кутузова, отличился в сражении при Рущуком, за что пожалован золотой саблей с алмазами; в 4-х боях под Калафом и в сражении под Видином.
Начало войны 1812 года встречает в составе 2-й армии Багратиона, вместе с которой отступает до Смоленска.
Принимает участие в Смоленской битве затем при Бородино.
В Бородинской баталии командует 2-й сводно-гренадерской дивизией. Первый бой дивизия приняла при столкновениях у Шевардино. Дивизия Воронцова совместно со 2-й гренадерской контратаковали французов и выбили их из занятой деревни. Сражение за шевардинские редут задержало наступление французов и позволило укрепить позиции у деревни Семеновское, позже названные багратионовыми флешами.
Здесь, 2-я сводно-гренадерская дивизия Воронцова примет на себя самый мощный удар французов. Против 8 тысяч русских Бонапарт сосредоточил 8-9 дивизий общей численностью до 40 тыс. и порядка 200 орудий. Воронцов был серьезно ранен, лично ведя в штыковую атаку своих гренадеров. Дивизия почти в полном составе погибла в бою за флеши.
Позже, когда в одном из разговоров скажут, что дивизия исчезла с поля, Воронцов с грустью поправит: «Дивизия исчезла на поле».
Раненного графа вывезли в Москву, госпитали которой были переполнены раненными. В то же время челядь занималась тем, что спасала барское имущество. Особняк Воронцовых до прибытия Михаила Семёновича не был исключением. Граф приказал освободить подводы и использовать их для перевозки раненых в свое имение. Лечение там проходили около 50 офицеров и более 300 рядовых.
Каждому выздоровевшему предоставлялась одежда и 10 рублей на расходы.
Едва успев выздороветь сам, Воронцов возвращается к службе. Его назначают командовать отдельным летучим отрядом в составе армии Чичагова.
Активное участие Воронцов принимает в Заграничном походе русской армии. Сражается в «битве народов» под Лейпцигом, затем в Краоне он сумел выстоять против превосходящих сил французов, которыми руководил сам Наполеон.
Чуть позже при штурме Парижа, занял предместья ла-Вилетт.
В 1815 году Воронцова назначают командиром оккупационного корпуса расквартированного во французской столице. Здесь на него падает целый ворох административных и организационных проблем. Однако, Воронцов успешно с ними справляется. Для солдат и офицеров разработан своеобразный кодекс поведения, запрещавший неуважительное отношение и телесные наказания по отношению к солдатам.
По инициативе Воронцова и на основании им же составленных учебных программ, организуются школы для низших офицерских чинов и солдат, где старшие офицеры преподают письмо и грамматику.
Когда в 1818 году корпус Воронцова покидал Францию, он выплатил все долги за своих офицеров, которые те наделали за три года пребывания в Париже. По некоторым данным Воронцов для этого продал наследственное имение.
В Петербурге инициатив Воронцова не оценили и по приказу, вкусившего прелестей самодержавия Александра I, «пронизанный якобинским духом» корпус Михаила Семёновича был расформирован.
Позже, отклонив прошение Воронцова об отставке, Александр назначает Михаила Семеновича командовать 3-м пехотным корпусом.
В 1820 году Воронцов участвует в попытке создания «Общества добрых помещиков», которое должно было заниматься вопросами освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Но император запрещает и это.
7 мая 1823 года Воронцов назначается на должность генерал-губернатора Новороссии и полномочного представителя в Бессарабии.
С первого взгляда оценив потенциал неосвоенного края, Воронцов энергично берется за дело. Под его руководством в области начинают выращивать виноград, для этих целей приглашаются опытные селекционеры, выписываются различные сорта винограда.
Очевидно, вспоминая опыт Англии, Воронцов инициирует развитие тонкорунного овцеводства.
В области создаётся сеть образовательных учреждений, в том числе и для девушек, открывается первая публичная библиотека.
Одесса обзаводиться рядом прекрасных зданий, построенных по проектам талантливых архитекторов, а весь Крымский полуостров снабжается отличным шоссе вдоль южного берега полуострова.
Воронцов организовал поиск и добычу каменного угля. И первым в России создал морское пароходство.
В 1826 Воронцов вместе Рибопьером отправлен на переговоры с Портой, а в 1828 вновь применил свои военные таланты, приняв командование у раненного Меньшикова, при осаде Варны.
В 1844 году Воронцов назначен наместником Кавказа с неограниченными полномочиями.
Многострадальный регион, который к тому моменту уже больше 20 лет вел партизанскую войну с Российской Империей требовал особого подхода. Михаил Семенович ясно понимал, что справиться Шамилем только штыками не удастся. Поход на Дарго это показал и Петербургу. После этого тактика войны резко меняется. Через леса Чечни и Дагестана прокладываются широкие просеки, устраиваются опорные пункты.
От гражданской составляющей в этой войне зависело, пожалуй, куда больше чем от военной. И теперь Воронцов, после Дарго возведённый в княжеское достоинство, совершенно точно в этом убедился. Его политика веротерпимости, этнической толерантности и равенства всех перед законом дала обильные плоды. Яркой иллюстрацией этому служит то, что вторгшиеся на Кавказ турки во время Крымской войны не получили широкой поддержи у своих единоверцев.
В марте 1854 года в возрасте 70 лет Михаил Семенович Воронцов попросил отставки из-за резко ухудшения здоровья.
В августе 1856 года уже Александр II за исключительные заслуги присваивает светлейшему князю Воронцову звание фельдмаршала.
А в ноябре этого же года в Одессе Воронцов умирает. В последний путь под ружейную и пушечную канонаду его провожал весь город.
Михаилу Семеновичу Воронцову на добровольно собранные деньги установлены два памятника – в Одессе и Тифлисе.
Светлейший князь Воронцов образец для подражания и пример для любого современного политика.