Новость24 мая 2023, 13:45

Ученые выяснили, что особенно актуальна эта проблема для людей, которые уже страдают от ожирения.
ожирение
эндотоксины
исследование
Фото с сайта <a href="https://www.freepik.com/free-photo/sad-fat-man-lies-sofa-watches-tv_2446938.htm">Image by freepic.diller</a> on Freepik / Исследование: токсичные фрагменты бактерий, попадающие из кишечника в кровь, могут способствовать увеличению веса
© Фото с сайта Image by freepic.diller on Freepik

Эндотоксины из кишечника могут мешать функционированию жировых клеток и способствовать ожирению. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного международной группой ученых и опубликованного в BMC Medicine.

Эндотоксины представляют собой фрагменты бактерий. Они являются нормальной частью экосистемы пищеварительного тракта, но могут нанести значительный ущерб организму, если попадут в кровоток.

Изучая влияние эндотоксинов на жировые клетки (адипоциты) у людей, исследователи обнаружили, что «микробный мусор» влияет на ключевые процессы, которые обычно помогают контролировать накопление жира.

«Фрагменты кишечных микробов, попадающие в кровоток, снижают нормальную функцию жировых клеток и их метаболическую активность, что усугубляется при увеличении веса, способствуя повышению риска развития диабета, — говорит молекулярный биолог Марк Кристиан. — Похоже, что по мере того как мы набираем вес, наши жировые ткани становятся менее способными ограничивать ущерб, который фрагменты кишечных микробов могут нанести жировым клеткам».

В исследовании приняли участие 156 человек, 63 из которых страдали ожирением, а 26 из них перенесли бариатрическую операцию — процедуру, при которой размер желудка уменьшают, чтобы ограничить прием пищи.

Образцы этих участников были обработаны в лаборатории, поскольку команда изучала два разных типа жировых клеток — белых и бурых.

Белые клетки, которые составляют большую часть наших жировых тканей, хранят липиды в больших объемах. Бурые клетки накапливают запасы жира и расщепляют их с помощью многочисленных митохондрий, например, когда телу холодно и ему нужна энергия, чтобы согреться. В нормальных условиях организм может преобразовать запасающие липиды белые клетки таким образом, что они начинают вести себя как бурые, сжигающие липиды. Анализ показал, что эндотоксины снижают эту способность организма, имеющую решающее значение для поддержания здорового веса.

Тучные люди часто имеют проблемы с кишечником, поэтому у них эндотоксины имеют больше шансов просочиться в кровоток. А это, в свою очередь, еще больше затрудняет нормальное функционирование жировых клеток.

Как отмечают авторы исследования, бариатрическая хирургия снижает уровень эндотоксинов в крови, что повышает ее ценность как метода контроля веса.

«Наше исследование подчеркивает важность кишечника и жировой ткани как важнейших взаимосвязанных органов, влияющих на наше метаболическое здоровье, — говорит Кристиан. — Таким образом, эта работа предполагает, что необходимость ограничения повреждения жировых клеток, вызванного эндотоксинами, еще более важна, когда у вас избыточный вес, поскольку эндотоксины способствуют снижению здорового клеточного метаболизма».

Источник — Science Alert