История униформы. На поле боя появляется хаки…
17-й уланский полк в битве при Моддерфонтейне. Картина Ричарда Кейтона Вудвилля-младшего (1856–1927) «Эй, солдат, ты встречал ли его, Моего дружка дорогого?» — «Был он в хаки одет, уходил в секрет. Поищи же парня другого». «Эй, солдат…» Р. Киплинг. Перевод В. Васильева История форменной одежды.
В зарубежных кинофильмах, посвящённых событиям XIX века, мы часто видим британских офицеров и солдат, одетых в красные мундиры. И в то же время в фильмах о начале ХХ века мы видим уже офицеров и солдат в хаки. Луи Буссенар в своей приключенческой повести «Капитан Сорви-голова» писал, что англичане в Африке получили форму хаки непосредственно в ходе Англо-бурской войны 1898-1902 гг. Но так ли это и можно ли во всём полагаться на описания автора-француза, написавшего книгу про «плохих англичан»? Действительно, применение «красных курток» имело место, например, во время Англо-зулусской войны и Англо-египетской войны (1882).
Однако многие британские офицеры придерживались гораздо более практичного подхода в отношении одежды своих солдат, и прежде всего это имело место в Индии. Известно, что форму из ткани цвета хаки – слово на языке урду, означающее «пыль», впервые надели индийские иррегулярные подразделения на Северо-Западной границе ещё в конце 1840-х годов. То есть она встречалась уже во время Восстания.
Во время Второй англо-афганской войны 1878-1880 годов одежда цвета хаки использовалась уже очень широко. Дело в том, что деньги на обмундирование получал командир полка, и покупать дорогую ткань для одежды, в которой ко всему прочему было ещё и очень жарко, многие из них стали считать попросту бессмысленным. Поэтому начали покупать дешёвую хлопчатобумажную ткань местного производства, а униформу из неё шить непосредственно в полку.
Выгоды от подобной замены оказались в денежном выражении очень значительными, поэтому поставки этой ткани в скором времени начали осуществляться централизованно. Рядовой сипай 31-го Мадрасского полка легкой пехоты (сейчас 3-ий Балохский). Цветная литография Ричарда Симкина (1840–1926), 1888 г. В 1885 году был запатентован дешёвый минеральный краситель «пыльного» серого цвета, форма цвета хаки была разрешена во всех полках индийской армии. В Африке у генерала Уолсли на солдатах была лёгкая серая шерстяная униформа, специально изготовленная для них ещё во время Седьмой англо-ашантийской войны 1896 г.
Эти и другие мундиры цвета «хаки» из серой саржи или хлопчатобумажной ткани песочного цвета британские войска носили и во время Махдистской войны 1884-1885 годов. Таким образом, с середины 1880-х годов строевая форма цвета хаки была обычной походной одеждой британских войск в империи, а официальной «заграничной одеждой» стала ещё в 1897 году. Так что вряд ли британская пехота наступала на позиции буров в своих ярко-красных мундирах.
Понятно, что Буссенару так хотелось, но реально было уже не так. К тому же в Африку первыми начали перебрасываться войска из Индии, а они уже давно были переодеты в хаки целиком и полностью. Британский солдат в форме хаки 1900 г. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 279 В 1902 году в качестве цвета униформы для домашней службы был выбран немного более тёмный оттенок цвета хаки.
Во время кампании на юге белый тропический шлем солдаты часто сами варили в чае или использовали другие импровизированные красители, чтобы сделать его менее заметным. Позже он был снабжён чехлом из ткани цвета хаки. В 1898 году, во время кампании генерала Китченера в Судане, лучшие подразделения рейнджеров Коннахта и Северного Стаффордширского полка в битве при Омдурмане ещё носили униформу старого образца, то есть красные мундиры, чёрные брюки и белые шлемы, и… именно поэтому стали последними британскими войсками, носившими красное на поле боя! «Спасайте пушки!» Батарея Е королевской конной артиллерии отступает битве за Майванд после ошеломляющей атаки афганцев. Картина Ричарда Кейтона Вудвиля (1856–1927) Носили форму хаки и солдаты британской милиции – йоменри, которая комплектовалась из деревенских джентльменов, владельцев лошадей.
Сформирована эта добровольческая кавалерия была впервые в 1730 году, во время восстания якобитов. Тогда местные отряды обороны на свои деньги закупили лошадей, обмундирование и оружие. В 1794 г., когда стране угрожало вторжение наполеоновских войск, парламент провозгласил Временный акт о кавалерии, формализовавший эту систему. Закон требовал, чтобы владельцы лошадей снаряжали одного кавалериста на каждые десять принадлежащих им лошадей; те, у кого было менее десяти лошадей, были сгруппированы и должны были разделить между собой расходы пропорционально количеству лошадей, которыми они владели.
Офицер 21-го Пенджабского полка 1912 г. Цветная литография Ричарда Симкина В итоге к концу 1804 года в ряды йоменри встали 44 000 человек. Парламент отменил ограничение, согласно которому йоменри могли быть призваны только для защиты страны, заявив, что страну необходимо защищать также и на континенте. Британские солдаты в хаки с пулеметом До войны в Южной Африке главной задачей йоменри была помощь властям, то есть они выполняли роль своеобразной национальной гвардии.
Тренировки проводились по выходным, а несколько раз в год весь полк собирался для совместных тренировок и смотров. Подразделения йоменри были названы в честь графства, в котором они были сформированы, например, йоменский полк Северного Сомерсета, йоменский полк Сассекса, йоркширские гусары и так далее. Британский пехотный офицер, около 1906 г., британский кавалерист около 1914 г.
Внизу справа: винтовка Ли-Метфорд (вверху) и Ли-Энфильд (внизу). Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 255 Для войны с бурами система йоменри была задействована вновь. Из имеющихся 10 000 человек 3000 были отправлены в Южную Африку в качестве батальона имперских йоменри, оснащённого и организованного как подразделение конных стрелков. К концу войны через систему подготовки йоменри прошли 32 тысячи человек, из которых большинство было отправлено на фронт.
С 1901 года организация йоменских частей была стандартизирована: в каждом полку было по четыре эскадрона. Британский йоменри 1900 г., одетый в форму хаки. Иллюстрация из книги «Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914» Vuksic, V., Grbasic, Z. Р.223 В том же 1901 году военная форма цвета хаки была принята для всех родов войск. Гетры, которые носили с 1859 года, в 1900 году были заменены обмотками.
Военная фуражка стала частью военной формы одежды солдат и офицеров с 1905 года. Полковые знаки различия нашли своё место на воротнике и над козырьком фуражки. Звание офицеров указывалось на лацканах и на галунах вокруг лацканов. Полевая форма кавалерии отличалась от пехоты только полковыми знаками различия. Патроны носили в патронташах.
Рядовой 21-го британского уланского полка в униформе хаки 1898 г. Именно так выглядели кавалеристы этого полка, сражавшиеся с махдистами в битве при Омдурмане. Иллюстрация из книги «Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914» Vuksic, V., Grbasic, Z. Р.223 Серьёзными противниками англичан на юге Африки стали буры, которые являлись потомками голландских колонистов, переселившихся в Южную Африку после того, как Голландская Ост-Индская компания создала свою первую факторию на мысе Доброй Надежды в 1652 году. К концу XVI века сюда прибыло множество семей из Голландии и Германии.
Позднее к ним добавились изгнанные из Франции гугеноты, которые смешались с массой уже живших здесь голландцев. Туземцы — бушмены и готтентоты — использовались колонистами в качестве рабской рабочей силы. До 1795 года вся власть на юге Африки принадлежала голландской Ост-Индской компании, но затем колонисты провозгласили самоуправление и перестали подчиняться кому бы то ни было. В 1806 году мыс захватила Великобритания.
Буров новый режим не устраивал: единственным официальным языком стал английский, англичане лишили их всех руководящих должностей, а Закон об отмене рабства 1833 г. лишил их ещё и рабочей силы. Поэтому они мигрировали на север и восток, где основали Оранжевое Свободное Государство, Наталь и Трансвааль. Однако это переселение не освободило их от британского вмешательства, поскольку все завоевания британских подданных принадлежали… британской короне.
Однако буры были решительно настроены на противостояние британской экспансии, итогом которой и стала Англо-бурская война 1899-1902 гг. Буры не имели униформы, но будучи одетыми в одежду из домотканой ткани, окрашенной натуральными красителями, сливались с местностью, как если бы носили форму хаки. Бур из коммандо 1900 г. Иллюстрация из книги «Cavalry.
The history of fighting elite 650BC – AD1914» Vuksic, V., Grbasic, Z. Р.221 Бурские республики имели недисциплинированные, но хорошо вооруженные силы ополчения численностью около 47 000 человек в возрасте от 16 до 60 лет. После объявления мобилизации они собрались в районных центрах и сформировали отряды, называвшиеся коммандо. Каждый такой отряд численностью около 200 человек возглавлялся командантом и несколькими корнетами, которые в свою очередь командовали корнетствами численностью около 30 человек.
На практике существовали подразделения численностью от 100 до 3000 человек. Офицеры выбирались голосованием; если они оказывались неспособными, их тут же переизбирали. Каждый ополченец имел одну или несколько лошадей, поэтому коммандо были чем-то вроде конной пехоты, так же как и части британских йоменри, как и буры, не имевшие сабель. Иностранцев и туземцев в вооруженные силы не принимали.
Бурские стрелки в пехотной цепи Говорили, что бурским мальчикам не давали обеда, если они не попали в цель первым же выстрелом. Поэтому эти люди были превосходными наездниками и стрелками. И люди, и лошади были приучены к южноафриканскому климату, в отличие от привезённых из Великобритании солдат, которые проходили болезненный период адаптации. В начале войны буры нанесли англичанам несколько серьёзных поражений – при Штормберге, Магерсфонтейне и Коленсо в 1899 г.
и при Спион-Копе в 1900 г. Партизанская тактика уничтожила британские коммуникации и вынудила их возвести линию небольших фортов, чтобы блокировать передвижение буров. Более поздние случайные успехи буров уже не могли помешать британцам систематически изолировать их подразделения и уничтожать их одно за другим, что позволило решить им исход войны в свою пользу. Продолжение следует…
Об этом сообщает Военное обозрение.
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
