Пост2 февраля 2023, 18:43

Как на самом деле живут россияне — и что они думают о своей жизни

Даже по официальным соцопросам можно составить весьма точное представление об экономической ситуации в стране.
уровень жизни
экономика
соцопросы
CC0 Public Domain / Как на самом деле живут россияне — и что они думают о своей жизни
© CC0 Public Domain

Два процента россиян, доходам которых, согласно результатам опроса ФОМ «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений. Январь 2023», санкции пошли только на пользу, — это (будем опираться на официальные данные) почти три миллиона человек. 11% тех, кто потерял в деньгах, — это 15 миллионов, в пять раз больше. Пенсионеров и неработающих не спрашивали — и это логично. А остальным, получается, все равно: есть санкции, нет санкций — деньги платятся. Правда, как сердито напомнили в ЦБ РФ, «рост зарплат вне прямой зависимости от результатов работы» — это не то, что нужно для «структурной трансформации».

Простая логика подсказывает, что большинство людей все-таки понесли финансовые потери, а «лучше и веселее» стала жить совсем малая часть населения. Но в то же время в том же самом опросе люди сообщают, что текущее свое материальное положение они оценивают высоко (выше, чем год назад) и уверены: через год все будет хорошо, и через пять лет.

Правда, на вопрос, что будет с ценами через пять лет, 38% ответили, что не могут себе это представить вообще. 9% с ответом затрудняются, а 11% считают, что цены будут прибавлять по 11-12% в год.

«Экономика адаптировалась», — говорит начальство. «А вы как адаптировались?» — спрашивает людей ФОМ. Адаптировались люди так: стали «покупать более дешевые, чем раньше, продукты и товары» — самый популярный ответ, 24%. Чуть меньше — 19% — ответов набрал вариант «покупать реже или отказываться от некоторых продуктов питания, товаров, услуг, развлечений». И третий популярный вариант — «пошел искать подработку» (правда, это данные по городам, за их пределами найти работу шансов меньше).

И при всем при том индекс потребительских настроений у людей — 101 пункт, на максимуме за пять лет. И при этом последние 2 года половина опрошенных отвечают, что их материальное положение за минувший год не изменилось. А материальное положение большинства такое: из года в год примерно 35% отвечают, что «на покупку одежды и обуви денег хватает, но не хватает на покупку крупной бытовой техники», а около 25% — «на питание денег хватает, но не хватает на покупку одежды и обуви». Стабильность.

Нет причин не верить опросам ФОМ — именно их использует ЦБ РФ для составления своих прогнозов и оценки коммуникации финансовых властей с населением. Люди действительно отвечают так, как отвечают. Но что они думают и что хотят сказать на самом деле? И где граница между «согласием» и «соглашательством»?

У меня нет ответа, но есть примечательный кейс — из того же опроса. Среди вопросов, которые ФОМ задает респондентам, есть и такой: «Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о такой организации, как Центральный банк Российской Федерации?» «Впервые слышу» — так в феврале 2014 года ответили 30% респондентов. Зато в январе 2015-го «впервые слышащих» оказалось всего 15%, вдвое меньше. Видно, события 2014 года и декабрьский обвал рубля заставили узнать, что такое финансовый регулятор и зачем он нужен. Однако все последующие годы доля тех, кто «впервые слышал о ЦБ», устойчиво росла — и в феврале 2022 года людей, не знающих о существовании ключевого финансового института страны, оказалось 33%. Сейчас таких «незнаек о ЦБ РФ» стало меньше — всего 25%.

Все-таки экономика — это такая учительница, которая если ничему и не научит, то спросит за незнание своих уроков.

Telegram-канал «Деньги и песец»
Информация об авторе
Дмитрий Прокофьев
Дмитрий Прокофьев
Экономист

Публицист и экономический обозреватель, Master of Science International Management (Бургундская высшая школа бизнеса, Франция), автор Telegram-канала Подробнее...

* Мнения авторов постов и «Постсовета» могут не совпадать.

Далее: Чего ждать от цен в России — и почему рубль «уже не тот»

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)