Совет15 января 2024, 13:58

Как работает эффект оплошности

Если человек попал в неловкую ситуацию, отношение к нему окружающих будет меняться в зависимости от того, какое впечатление о нем уже сложилось.
психология
эффект оплошности
Фото с сайта <a href="https://www.freepik.com/free-photo/against_5634029.htm">Freepik</a>, image by pressfoto / Как работает эффект оплошности
© Фото с сайта Freepik, image by pressfoto

Поскользнуться на банановой кожуре или пролить кофе на рубашку, да еще в присутствии человека, на которого у вас имеются виды, — никому не захочется оказаться в подобной ситуации.

Штука в том, что если вы уже нравитесь этому самому человеку хоть немного, то в вашем случае неловкая ситуация — это идеальный способ закрепить успех.

Доктор Эллиот Аронсон долгое время изучал эффект, который неловкость производит на отношение к человеку, и обнаружил феномен, который назвал «эффектом оплошности». В сущности, этот эффект вытекает из того, что большинство из нас уже знают: идеальные люди производят пугающее впечатление.

В ходе одного из экспериментов участникам показали серию интервью претендентов на участие в телевикторине. Некоторые из них были почти безупречны — отвечали на большинство вопросов правильно и их рассказы о себе тоже впечатляли. Других можно назвать довольно заурядными: только около 30% их ответов были верны, да и большими достижениями в жизни они похвастаться тоже не могли.

В середине каждого интервью участники эксперимента отвечали, находят ли они того или иного претендента достаточно знающим и привлекательным. Вряд ли кого удивит, что большинство «почти безупречных» получали от участников наиболее низкие оценки. Затем они смотрели вторую часть интервью, и вот тут происходило кое-что неожиданное.

Претендент делал какой-нибудь неуклюжий жест, опрокидывал на себя чашку с кофе и начинал сбивчиво извиняться. После этого Аронсон снова спрашивал участников о том, как им понравился этот претендент.

И тут-то выяснилось, как несправедливо устроен мир…

«Почти безупречные», которые после первой части вызывали у участников хоть небольшую симпатию, теперь казались куда более привлекательными. А «заурядные» от такого фокуса только теряли очки.

Так что прежде чем решиться использовать «эффект оплошности» в свою пользу, постарайтесь получить честный ответ на вопрос: «что он/она уже о вас думает».

Источник — Telegram-канал «Психология»

Далее: Почему мы не можем жить в настоящем — и стоит ли гнаться за временем?

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)