Родные и близкие рассказали «КН» о последних днях жизни знаменитого артиста. Трудно признать как свершившийся факт — перестало биться сердце народного артиста России Эдуарда Хиля. В последний путь страна проводила его аплодисментами. Был человек и не стало. Все произошло до того неожиданно, что Петербург, да и вся Россия до сих пор в шоковом состоянии. Одолевают сомнения: «Ну как же не сберегли!» И в самом деле, как?
Трудно признать как свершившийся факт — перестало биться сердце народного артиста России Эдуарда Хиля.
В последний путь страна проводила его аплодисментами. Был человек и не стало. Все произошло до того неожиданно, что Петербург, да и вся Россия до сих пор в шоковом состоянии. Одолевают сомнения: «Ну как же не сберегли!» И в самом деле, как? Разве не подозрительно, что артиста не определили сразу в самую лучшую больницу, своевременно не перевели в институт Поленова, который занимается проблемами головного мозга, не назначили эффективный курс лечения… Наконец, почему не отправили к светилам медицины за границу? Однозначно сегодня ни на один из этих вопросов никто не ответит. Можно только предполагать, что ничего не случилось бы, если бы…
Фотолента: Легенда советской эстрады Эдуард Хиль скончался в Петербурге
… Если бы Эдуард Анатольевич вдруг не отказался от «Нолипрела» — препарата, нормализующего давление.
Но артист так бодро себя чувствовал, что вопреки уговорам родственников объявил бойкот лекарствам, которые должен был принимать постоянно. Возможно, это и стало роковой ошибкой. К тому же в последнее время у певца было очень много концертов. А это, конечно, серьезная нагрузка на сердце. И в то же время работа окрыляла, артисту некогда было обращать внимание на недомогания.
Приступ случился 8 апреля в самом неподходящем месте. Эдуард Анатольевич пришел в парикмахерскую.
Сел в кресло, запрокинул голову… Через десять минут его привели в чувство врачи «скорой помощи». Через час он уже был в больнице.
— Его поместили в общую палату, где находилось шесть человек. Но, поверьте, это не имело значения. Отца осмотрели лучшие медики, — говорит сын Дмитрий. В тот момент ситуация не казалась критической.
— Родственники ни в чем не обвиняют врачей, — рассказал друг Эдуарда Хиля народный артист России Станислав Горковенко. — Наверняка они сделали все, что могли.
Но жена Зоя переживает — не сразу забила тревогу, ведь думала, что отлежится, все пройдет. Может, и врачи недооценили степень тяжести больного и упустили время. Но здесь — бабушка надвое сказала, ведь Мариинская больница, где Эдуард находился первоначально, считается хорошей, особенно по части урологии. И никто не верил, что Хиль не придет в себя, он ведь до последнего был в сознании.
Как не поверить на слово Анатолию Мартынову, академику РАМН, который назвал смерть типичной в таком возрасте.
Хотя он и не отрицает, что при резком запрокидывании головы могла повредиться атеросклеротическая бляшка, мог образоваться тромб и закупорить один из более мелких сосудов. А это — инсульт.
Резонный вопрос: «Был ли в социальном плане народный артист РСФСР достаточно защищенным?» — мы задали Элане Богдановой, которая дружила с певцом еще с консерваторских времен.
— Да я бы сказала, что сейчас ни один из кумиров ушедшей эпохи не защищен. Пенсия 15, пусть даже 20 тысяч рублей вроде бы и не такая уж маленькая, но в Москве и Санкт-Петербурге ее недостаточно, чтобы прожить не то что на широкую ногу, а более-менее достойно.
Но Хиль никому никогда не жаловался. Трудяга, работал как каторжный, чтобы обеспечить семью. И зарабатывал. Никаких льгот не имел. Обидно узнавать, что артисты, которых невозможно даже сравнивать с Хилем, строят дворцы и замки, а что мог построить великий певец на пенсию «от сих до сих». Может, было бы у него больше денег, не работал бы до последнего в таком ритме. До чего жаль, что мы только говорим, но помочь не можем — ни ему, ни тем, кто еще доживает свой век.Эдуард Хиль умер в реанимации Института Поленова.
Врачи боролись за его жизнь три часа. По заключению медиков, у больного были атрофированы все мышцы и внутренние органы. Были и отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы. Нарушены жизненно важные центры головного мозга. Организм Эдуарда Хиля исчерпал свой ресурс. Только 78 лет не предел для нормальной человеческой жизни. Жизни, застрахованной от невзгод и лишений.
И если бы не голодное детство, если бы не нищая юность, если бы не работа на износ, если бы в нашей стране легендарные артисты не оказались в зависимости от милостей спонсора… Возможно, мы бы еще долго слушали песни живого Эдуарда Хиля.