Новость28 декабря 2015, 12:30

Как вертолет приземлился на вершине Эвереста: история полета

МЕТР, Альпинист, Дельсаль, Дидье, Эверест
Как вертолет приземлился на вершине Эвереста: история полетаОтносительно каждой серьёзной вершины существует такое понятие как «коэффициент смертности» (fatality-to-summit ratio) — количество погибших на горе, делённое на общее количество попыток покорения (включая неудачные).

Относительно каждой серьёзной вершины существует такое понятие как «коэффициент смертности» (fatality-to-summit ratio)— количество погибших нагоре, делённое наобщее количество попыток покорения (включая неудачные). Самый большой онуАннапурны (32%) иЧогори (порядка 30%), уЭвереста онменее 10%.

Например, Аннапурну пытались покорить всего 191 раз, аунесла гора 61 жизнь (кслову, ещё пять лет назад отношение составляло 60 к157, тоесть было значительно выше).

Достижение Дидье Дельсаля официально считается «покорением», хотя идовольно странным. Новпринципе, он, как иальпинисты, проявил сверхчеловеческие навыки, умудрившись дважды подряд подняться навершину Эвереста навертолёте, коснуться полозьями снега, зафиксировав приземление, ивернуться живым.

Очень. Носложнейшей частью было само приземление.

Янезнал, касаюсь яснега, лежащего наскале, или снега, под которым— пустота. Еслибы под снегом ничего неоказалось, былобы очень трудно мгновенно нарастить обороты иподнять вертолёт.

Когда яготовился кполёту, уменя было несколько бессонных ночей. Нововремя самого полёта ябыл предельно сосредоточен. Япопросил гору принять меня.

Это было как завести нового друга.

Вообще-то это была блестящая реклама. Лучшей компания Eurocopter для своей серийной модели AS350 Ecureuil даже придумать немогла. Сам вертолёт (всмысле, этой модели, анетот самый) был разработан вначале 70-х исовершил первый полёт 27июня 1974, впоследствии пережил ряд модернизаций иусовершенствований. Читать далее

Дельсаль использовал модификацию AS350 B3— высокопроизводительную, оснащённую двигателем Arriel 2B иэлектронной системой управления.

Именно эту модификацию рекламировала компания Eurocopter. Извертолёта были удалены пассажирские кресла— это позволило облегчить машину на120 килограмм изасчёт этого добавить дополнительное топливо.

Дидье, станетли ваш полёт добрым начинанием вделе спасательных операций сподобных высот?

Мысль оспасении альпинистов была одной изосновных моих мотиваций при участии впроекте. Но, если честно, силы природы оказались столь мощны, что гарантировать безопасный полёт натаких высотах просто невозможно.

Для спасения придётся строить более серьёзные вертолёты.

Тем неменее, выприняли участие вспасательной операции вНепале.

Да, яспас двух японских альпинистов свысоты 4877 метров. Это былобы невозможно для маленьких непальских вертолётов, для меняже — без проблем.

С8000 метров начинается «зона смерти». Оттуда неспасают никого иникогда.

Потому что попытка спасти в100% случае означает смерть обоих— испасаемого, испасающего. История альпинизма знала всего две успешных попытки спасения сподобных высот. Первая удачная попытка была в2006 году, когда группа альпинистов сумела вынести свысоты 8600 метров умирающего отгипотермии Линкольна Холла. Нашла его четвёрка идущих вверх альпинистов.

Спасти они его немогли (вчетвером натакой высоте человеческое тело невозможно даже поднять, потому что мышцы работают примерно на15% процентов своих возможностей), ноони спустились влагерь, поднялись обратно полной командой— 13 человек! —ивсё-таки вынесли Холла.

Второй случай ещё более уникален. Израильский альпинист Надав Бен-Иегуда водиночку (!) смог спустить из«зоны смерти» турка Айдина Ермака (свысоты 8600 доближайшего лагеря на7900), отказавшись отсобственного восхождения.

Спуск занял 9 часов, иврачи досих пор непонимаю, как Надаву это удалось. Это было удивительное иуникальное стечение обстоятельств.

Именно поэтому никогда нельзя ругать альпинистов зато, что наЭвересте оставляют трупы, апорой иживых— глядя, как теумирают. Вынести тело сподобной высоты невозможно просто технически, как, например, невозможно путешествовать вовремени.

Зеленые ботинки

Cамый известный мертвец Эвереста, Цеванг Палжор попрозвищу «Зелёные ботинки», одна изжертв знаменитой трагедии 1996 года, втечение 17 лет служил надёжным ориентиром поднимающимся поСеверо-Восточному склону, пока его непохоронили, заложив камнями.

Крайне редко мертвецов всё-таки находят силы похоронить тамже. Ниже наснимке могила Дэвида Шарпа, который умер наглазах узаставшей его ещё живым группы Марка Инглиса. Смерть Шарпа стала сенсацией, потому что Инглис возглавлял делегацию канала Discovery. Они снимали всё восхождение, и, когда снимали сидящего Шарпа ссиним лицом, думали, что онмёртв. Апотом оноткрыл глаза.

Посмотреть можно вфильмах Dying For Everest или Everest: Beyond the Limit.

Номыне обэтом. Мыотом, что вертолёт Дельсаля стал лучом надежды.

29апреля 2010 года полёт Дельсаля дал свои плоды. Аналогичный AS350 B3 Ecureuil спас трёх уже неспособных спуститься из-за горной болезни испанских альпинистов свысоты 6900 метров насклоне Аннапурны I (8091 метр)— тремя полётами, поодному зараз. Заштурвалом был капитан Даниэль Ауфденблаттен, туристов квертолёту цеплял альпийский гид Ричард Леннер.

Испанцев спускали вбазовый лагерь навысоте 4000 метров. Вот кадр изэтого спасения:

Доэтого случая самым высотным спасением считался рекорд непальского подполковника Мадана Хатри Чхетри, который в1996 году спас альпинистов Бека Уэзерса иМакулу Гау свысоты 6096 метров (лагерь I).

Дидье, можетли когда-либо появиться навершине, например кафе «Эверест»?

Нет, овертолётном туризме навершину неможет быть иречи. Для туризма нужны стандарты безопасности, сравнимые спассажирским полётами наавиалайнере.

Лично яочень надеюсь, что власти Тибета иНепала введут какой-либо специальный закон, категорически запрещающий туристические полёты наЭверест— навсякий случай.

Дельсаль взлетел избазового лагеря Лукла (2866 метров) 14мая 2005 года ив7 часов 8 минут утра приземлился навысоте 8848 метров. Интересно, что еслибы Дельсаля незащищала герметичная кабина вертолёта, онбы, скорее всего, потерял сознание отбезумного перепада давлений ивообще обострения горной болезни.

Альпинисты-профессионалы поднимаются вдень неболее чем на600 метров, потому что более скоростной подъём для человека может стать фатальным.

Официальный рекорд скоростного подъёма принадлежит шерпу Пембе Дорджи, который 21мая 2004 года поднялся наЭверест за8 часов и10 минут. Нонельзя забывать, что Дорджи поднимался нессамого низу, аизбазового лагеря, расположенного навысоте 5300 метров. Кстати, в2005 году они сдевушкой наЭвересте поженились— первая свадьба натакой высоте.

Для того, чтобы рекорд самого высотного приземления был поставлен, Дельсаль должен был пробыть навершине 120 секунд, касаясь полозьями земли. Онэто сделал. Чтобы доказать, что его удача— неслучайность, наследующийже день, 15мая 2005 года Дельсаль снова вылетел изЛуклы изафиксировал приземление наЭвересте вовторой раз подряд.

Дидье, выприземлялись навершине дважды.

Почему нехватило одного приземления?

Ясделал это дважды, чтобы убедиться втом, что это закономерность, анеслучайность. Чтобы получить «зачёт», нужно касаться земли неменее 120 секунд. Впервый день яприземлился на230 секунд, вовторой— на240.

ДоДельсаля самым высотным приземлением было приземление индийского вертолёта AérospatialeSA 315B Lama навысоте 7670 метров. Правда, Дельсаль побил этот рекорд неданным конкретным полётом, ачуть раньше, приземлившись навысоте 7925 метров наюжном склоне Эвереста вовремя одного изподготовительных полётов.

Абсолютный рекорд высотного полёта вертолёта Дельсаль, правда, непобил. Онпо-прежнему принадлежит Жану Буле навертолёте AérospatialeSA 315B Lama исоставляет 12442 метра (установлен в1972 году). Интересно, что при спуске двигатель уБуле воспламенился, нопилот сумел добраться доземли.:

Жан Буле

… нафоне рекордного вертолёта.

Интересно, что сперва непальцы дали разрешение наполёт, нопосле установления рекорда обвинили его внесанкционированном полёте.

Многие (неочень умные) альпинисты упрекали Дельсаля в«неслишком-то трудном пути» навершину, ноДэвид Хан, натот момент шестикратный (аныне уже 14-кратный) покоритель Эвереста, одобрил полёт: «Полёт Дельсаля подтверждает теоретическую возможность спасения наподобных высотах».

Дидье, почему непальские власти обвинили вас внарушении ихвоздушного пространства?

Это было серьёзное недопонимание сторон. Непал дал нам разрешение наполёт без каких-либо ограничений.

Они даже написали наразрешении: «Желаем удачи!» Когдаже явернулся, мне показалось, что уних сменилось всё руководство, чувства были совсем другими. Ияне знаю, почему, если честно.

Тем неменее, наофициальном сайте Eurocopter написано: «EUROCOPTER isthankful tothe Nepalese government and all its departments for their help and friendly support throughout this mission».

Дельсаль сначала был военным вертолётчиком, затем— вертолётчиком-испытателем (и, кажется, работает вэтой должности посей день).

Висторию освоё имя вписал. Даже если другие приземлятся навершину Эвереста, оностанется первым.

Иещё. Еслибы вертолёт заглох, онбыпогиб. Или мгновенно, или медленно. Аникто, ниодин человек, ниодин конструктор, немог сказать: «нет, Дидье, твой вертолёт незаглохнет». Скорее наоборот.

Ноонне заглох.

Источник

Далее: Прорыв в борьбе с параличом и деменцией: Швейцарские ученые нашли ключ к лечению

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)