«Катастрофа сегодня»: 2023 год станет переломным и для России, и для всего человечества
Это только кажется, что доступ к продуктам, чистой воде, постоянное электричество, отопление и канализации являются неотъемлемой частью нашего мира.
На мой взгляд, сейчас куда интереснее не подводить итоги, а строить прогнозы на будущее. И так понятно, каким был 2022 год, но что нам несет 2023-й? Боюсь, порадовать нечем — самым популярным словом в новом году будет «коллапс».
Это не мое личное мнение. Умные люди должны задаваться вопросом: на чем строят свои смелые выводы всевозможные аналитики и эксперты вроде колоритного профессора Соловья? В открытом доступе полно ценной информации, которую эти люди поглощают, пропускают через свою медийно-пищеварительную систему и скармливают миллионам доверчивых слушателей под видом «инсайдов». Вам они будут рассказывать про заговор глобальных элит, а сами ориентируются на их же данные — потому что ничего надежнее и качественнее нет.
Каждый год ВЭФ проводит оценку глобальных рисков. В свежем исследовании четырежды упоминается коллапс: государственный, экономический, социальный, инфраструктурный. Сколько раз это слово использовалось в прошлых докладах? Правильно — ни одного.

Есть и другие неожиданные моменты: модные и собирающие тонны лайков в соцсетях эко- и техноповестки находятся на обочине современного Апокалипсиса. Конечно, климатические скачки и критические диджитальные сбои (как недавно в аэропортах по всем США) повышают прочие риски, но не являются ключевыми опасностями.
На первую линию выходят геополитические риски: теракты, использование оружия массового поражение, военные конфликты между странами и конфронтация между ними в сфере экономики. На фоне низкой эффективности международных институтов это ведет к возможному краху государства (вероятно, одного из участников конфликта) — страшной опасности для мировой стабильности.
Но даже геополитика отступает перед экономикой — хоть и является центральной причиной ее кризисов. Коллапс системно значимых цепочек поставок может привести к разрушению целых секторов национальных экономик, повальной нищете, голоду и краху уже не государства, но самих основ цивилизации. Это, а также кредитные кризисы, затянувшаяся стагнация, инфляция, складывается уже в социальный коллапс.
Для начала — в кризис, вызванный запредельной стоимостью жизни. Он куда более солидная угроза, чем опасные инфекции, например. Они свой вклад в риски тоже внесли: увеличение болезненности людей — резкий рост хронических заболеваний и ментальных проблем — может довести до краха здравоохранение и другие социальные институты.
Добавьте в этот кипящий котел безработицу, массовую миграцию и потоки беженцев из уже нестабильных регионов, огромное количество фейков, пропаганды и лживых сведений в медийном поле — получите разрушение самой ткани общества и его возможный распад.
Описывать все переплетения и связи между рисками не буду — выкладка перед вами, выводы делайте сами. Дальше — личное мнение.
Люди, имеющие непосредственное отношение к процессам, определяющим будущее нашей техноцивилизации, серьезно обеспокоены. Похоже, и нам, простым смертным, пора задуматься о завтрашнем дне. В России особо распространена позиция «политикой не интересуюсь». Под ней обычно скрыта очередная форма цинизма, эгоизма, безразличия ко всему, кроме своего благополучия. Пожалуй, и этой публике пора втянуть воздух и почувствовать запах горелого.
Ибо 2023 год — переломный. В этот отрезок времени решится, переживем ли мы коллапс, сопоставимый с потрясениями столетней и 80-летней давности. Скоро на прочность будут проверены самые на вид надежные конструкции техноцивилизации. Это только кажется, что доступ к продуктам, чистой воде, постоянное электричество, отопление и канализации являются неотъемлемой частью нашего мира.
Если игнорировать те трудности, что ныне встали и перед россиянами, и перед всем человечеством, — последствия будут катастрофическими.
Реб Йесод для Telegram-канала «Русский футурист»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
