Новость16 февраля 2016, 09:18

Кино о том, что жизнь продолжается «Землетрясение» расскажет о беде, постигшей в 1988 году Армению

Константин, Армения, БОЛЬ, Грант, Человек
Кино о том, что жизнь продолжается «Землетрясение» расскажет о беде, постигшей в 1988 году АрмениюРежиссером картины «Землетрясение» кинокомпании «Марс Медиа» стал Сарик Андреасян. Фильм, посвященный катастрофическому землетрясению, произошедшему в Армении, будет полон горя и боли.

Но не зря говорят, что друзья познаются в беде.

В экстремальной обстановке и проявляются лучшие качества, заложенные в человеке. Или худшие. Это как экзамен на человечность.

Авторы проекта постарались сделать так, чтобы художественная кинолента была в то же время и максимально документальной. Очень скрупулезно подошли к выбору декораций, времени года для съемок (трагедия случилась 7 декабря). Высокие требования были предъявлены и к подбору актерского ансамбля.

Главные роли в картине исполняют Константин Лавроненко, Мария Миронова, Ирина Безрукова, Сабина Ахмедова, Грант Тохатян и другие известные артисты. Как десять Хиросим 7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту по местному времени земля Армении содрогнулась. Серия подземных толчков всего за 30 секунд превратила в руины город Спитак и нанесла сильнейшие разрушения Ленинакану (ныне Гюмри), Кировакану и Степанавану. Всего от ударов стихии пострадали 21 город и 350 сел (из которых 58 были полностью уничтожены).

Позже специалисты определили, что разрушительная сила землетрясения в десять раз превосходила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. По официальным данным, в результате катастрофы погибли 25 тысяч человек, инвалидами стали 19 тысяч и более полумиллиона человек лишились крова. В одном отряде с врагом На фоне природной катастрофы разворачивается история двух героев — 45-летнего Константина Бережного (его играет Константин Лавроненко) и 20-летнего Роберта Мелконяна, роль которого исполнил молодой актер Виктор Степанян. Много лет назад в автокатастрофе по вине Бережного погибли родители Роберта.

Сироту приютили родственники, а Константин провел несколько лет в тюрьме. И вот наконец срок вышел, и Бережной едет из мест заключения к своей семье — его ждут жена Анна (ее играет Мария Миронова), дочь, сын… и Роберт, который так и не простил ему гибели своих родителей и жаждет мести. И возвращается Константин как раз в день страшного землетрясения. А после — по иронии судьбы и замыслу сценаристов — он и Роберт оказываются в одном спасательном отряде… Воспроизвести боль Сначала всю картину планировали снимать в Армении.

Но в процессе работы стало понятно, что боль трагедии еще жива в сердцах местных жителей, и напоминать им о той страшной катастрофе, воссоздавая на месте происшествия ее детали, — это слишком жестокое испытание для местных жителей. Поэтому в Армении решили отснять сцены, предшествующие катастрофе, а все остальные эпизоды — в том числе само землетрясение и его последствия — в Москве, где на территории предназначенного под снос завода соорудили огромную декорацию. Декорации нужно было сначала построить, а потом «правильно» сломать.

— Мы практически ничего не придумывали — смотрели документальные фильмы и фотографии и старались воспроизвести то, что там увидели, — поясняет нам художник-постановщик фильма Давид Дадунашвили. — Работа была проделана масштабная: площадь территории декораций составила около 10 тысяч квадратных метров. И трудились мы над их созданием примерно месяц.

То есть сначала мы декорации построили, а потом разрушали их именно так, как нам по кадру было нужно, с помощью техники — гигантского экскаватора, кранов и бульдозеров. Использовали не только камень и бетон — многие фрагменты сделаны из пенопласта и дерева. А еще на съемочную площадку завезли несколько машин с кусками асфальта, и выкладывали их вручную, как пазлы. Мебель, которую увидят зрители, мы привозили из выселенных пятиэтажек, которые стояли под снос.

Слезы Деда Мороза Актер Грант Тохатян, больше знакомый зрителям по комическим ролям — в сериале «Последний из Магикян» и комедии «Без границ», поделился с нами своими личными воспоминаниями. Как оказалось, на двадцатый день после землетрясения он выступал перед ленинаканскими детьми… в роли Деда Мороза! Сабина Ахмедова сыграла роль Гаянэ. — Труднее спектакля у меня в жизни не было, — с дрожью в голосе замечает Грант Арамович.

— Камерный театр решил показать пострадавшим детям новогодний спектакль и вручить им подарки, чтобы хоть как-то отвлечь от произошедшего. Но в горсовете от нас отмахнулись — сказали, не до этого сейчас. И тогда мы остановились на первой же улочке, где чудом уцелела елка, украсили ее несколькими игрушками и решили сыграть моноспектакль Деда Мороза. Первый же ребенок, получивший подарок, спросил, не прочесть ли ему стишок.

И тут я понял, что мы не ошиблись: детям действительно нужен был праздник! А вскоре уже все дети, получившие подарки, стали обращаться с просьбами к Деду Морозу. Но они просили не об игрушках и угощениях — кто-то просил вернуть маму, кто-то — папу, кто-то — братика. Не знаю, как я это выдержал. Несколько раз забегал в автобус, где сидела труппа театра, плакал и снова возвращался к детям. Это было очень страшно… «Это будет тяжелая картина» Вся съемочная бригада во главе с режиссером Сариком Андреасяном — коллектив единомышленников, понимающих, насколько важно донести до нынешних зрителей ощущения тех, кого почти три десятка лет назад беда застала врасплох.

— Мы в большинстве своем утратили способность сопереживать чужому горю, — с горечью говорит исполнитель главной роли Константин Лавроненко. — И мне хочется, чтобы люди, вспомнив эту трагедию 1988 года, поняли, что чужой беды не бывает. И что не инстинкт самосохранения, а самопожертвование и желание протянуть руку помощи попавшим в беду делает нас людьми. Это будет очень тяжелая картина.

Но, наверное, только так и можно — через боль — разбудить нашу спящую совесть. Актер уверен, что картина не оставит никого из зрителей равнодушным. — Такие фильмы, основанные на реальных событиях, особенно трудны и сложны, так как эта рана до сих пор болит, в первую очередь для армян, — продолжает Константин. — И когда режиссер берется за такую тему, он должен понимать свою огромную меру ответственности как художник и иметь мужество на такой шаг как человек.

Ведь горе и боль живых людей — это те вещи, на которых нельзя спекулировать. Сильнее смерти — «Землетрясение» — это большой драматический фильм, — говорит Сарик Андреасян. — И то, что в его основе трагедия, случившаяся в Армении, и что снимает его режиссер-армянин, вовсе не значит, что мы снимаем кино про армян. Это фильм про людей и для людей.

И всем нам хочется сделать такое кино, которое будет актуально и через 20, и через 30 лет. Такого же мнения придерживается и Грант Тохатян: — Я признателен продюсерам за приглашение сниматься в этом фильме. Художники-постановщики сделали, пожалуй, невозможное: они скрупулезно воссоздали образ того самого Ленинакана. По вечерам я бродил по разрушенным улочкам «города», смотрел, как люди в телогрейках греются у костров, — все точь-в-точь так, как было в то кошмарное время… А в массовых сценах, которые снимались в Гюмри, участвовали сами ленинаканцы, и у всех на глазах были настоящие слезы.

И все-таки «Землетрясение» — это фильм не о том, как страшна смерть, а о том, как прекрасна жизнь. И еще о том, как рука помощи, протянутая тогда Армении, помогла спасти тысячи жизней.

Источник

Далее: Японские ученые доказали возможность земледелия на других планетах

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)