Кому принадлежит Литва?
Предприятие вот уже почти 10 лет не принадлежит Литве и является польским. Несмотря на спад производства, непростое положение, регулярно циркулирующие слухи, что польская Orlen планирует отказаться от завода и продать его, по сумме уплаченных налогов компания значительно опережает своего ближайшего В«конкурентаВ» за право называться самым крупным предприятием в Литве. Согласно данным по уплаченным в первом полугодии 2015 года налогам, на второй позиции компания Okseta, которая также занимается продажей нефтепродуктов, но немалую долю рынка имеет и в сфере сдачи в аренду офисных помещений в Литве.
ЗАО Okseta, хотя в открытых источниках и не указывает своих собственников и акционеров, тесно связана с ЗАО Lukoil Baltija, которое, понятное дело, также не является литовским капиталом. ЗАО Okseta и ЗАО Lukoil Baltija еще в 2004 году подписали договор об объединённой деятельности. В 2007 году в новой редакции договора компании и вовсе обязались кооперировать свою работу, собственность, и знания, для эффективной работы на розничном рынке продажи топлива в Литве. Кстати, отдельно Lukoil Baltija тоже может похвастаться значительными оборотами.
Компания является девятым по величине налогоплательщиком первого полугодия 2015 года.
На третьем месте самых крупных компаний Литвы литовский капитал также отсутствует. На нём расположился производитель табака ЗАО Philip Morris Baltic. Швейцарская компания с собственным заводом по производству сигарет в Клайпеде также всегда входила в пятерку самых крупных предприятий Литвы.
И, наконец, на четвёртом месте обнаруживается настоящий литовский капитал. ЗАО Maxima LT, которая принадлежит бизнес-империи Vilniaus prekyba, главный акционер которой, в свою очередь, самый богатый человек Литвы Нериюс Нумавичюс с капиталом в 1,2 млрд евро.
Предприятие занимается розничной торговлей и управляет самой большой сетью супермаркетов в странах Прибалтики. Титул В«Самый богатый человек ЛитвыВ» — весьма условный. Месяц назад Нумавичюс официально задекларировал своим местом жительства Лондон. Так что, уже не Литвы. Впрочем, платить налоги обещает всё же в Литве. Вокруг последних уже второе десятилетие возникают скандалы.
Компанию обвиняют в В«серых схемахВ» и уходе от налогов. Ничего доказать не удаётся, юристы империи Maxima раз за разом доказывают свою правоту, а если в чём-то и появлялась возможность заплатить государству меньше, то это всегда В«дырыВ» в законах самого государства. Неофициально считается, что именно эта группа компаний должна возглавлять список самых успешных предприятий Литвы, однако налогов она платит в три раза меньше, чем Orlen Lietuva.
Замыкает пятерку самых крупных предприятий по уплате налогов также литовская компания Sanitex, которая работает в области розничной торговли и логистики. Гражданину Литвы польского происхождения Станиславу Михневичу принадлежит 52% акций компании.
Его капитал оценивается в 100 млн евро.
Далее следует Statoil Fuel & Retail Lietuva, принадлежащие норвежскому капиталу, ЗАО Miniraliniai Vandenys, принадлежащие литовскому концерну MG Baltic. Управляющий концерном Дарюс Моцкус контролирует 67 предприятий в шести разных сферах. В том числе и СМИ. Концерну принадлежит одно из крупнейших литовских коммерческих ТВ LNK, интернет-портал Alfa, сеть одежды Apranga, вино-водочные гиганты Stumbras и Alita.
На восьмом месте по уплаченным налогам Neste Oil (Финляндия), девятую позицию занимает упомянутый Lukoil Baltij (Россия), десятку занимает государственная компания Klaip?dos nafta, управляющая терминалом сжиженного природного газа.
Если отойти от списка крупнейших налогоплательщиков, и пройтись по отраслям, то складывается впечатление, что литовский бизнес, хоть и неохотно уступает свои позиции иностранному капиталу, но постепенно их сдаёт.
Например, крупнейшая сеть по продаже строительных материалов Senukai принадлежит (50% плюс одна акция) финскому концерну Kesko, однако бессменным президентом и основателем компании остается местный литовский предприниматель Аугустинас Ракаускас, управляющим в довесок и главной деловой радиостанцией страны?ini? radijas.
Крупнейший производитель крепкого алкоголя в Литве, компания Vilniaus degtin? принадлежит польскому Sobieski Sp. z. o. o., которая, в свою очередь, контролируется французской Belvedere SA.
Банковский сектор Литвы на 95% контролируется скандинавским капиталом.
Skandinaviska Enskilda Banken (SEB) является одной из наиболее влиятельных финансовых организаций Северной Европы, Swedbank — это шведы, Nordea — шведы, DNB — норвежцы, Danske Bank — датчане.
Электронные интернет СМИ, которые в Литве продолжают успешно вытеснять традиционные, принадлежат эстонцам. Delfi принадлежит Ekspress Group, 15min — также эстонскому Eesti Meedia.
Несмотря на то, что на рынке розничной торговли доминирует литовский капитал упомянутой Vilniaus prekyba с её сетью супермаркетов Maxima, на пятки наступает некогда литовская компания Pallink, которой принадлежит сеть магазинов Iki.
Pallink в 2008 году купила Европейское объединение независимых ритейлеров Coopernic, которой принадлежит бельгийская Colruyt, французская Leclerc, швейцарская Coop Suisse, германская REWE и итальянская CONAD.
Флагман литовского пива Švyturys-Utenos Alus давно принадлежит датскому Carlsberg Group.
В сфере телекоммуникаций также давно устоявшаяся картина. В«Литовский телекомВ», поменявший давным-давно название на TEO LT — основной поставщик фиксированной связи и интернета в Литве, принадлежит шведской TeliaSonera.
Мобильный оператор Tele 2 — это тоже шведы, оператора Bit? контролирует Mid Europa Partners со штаб-квартирой в Лондоне, сотовый оператор Omnitel, как и упомянутое TEO LT, контролируется шведской TeliaSonera.
В сельском хозяйстве литовский бизнес удар пока держит. Крупнейшая группа компаний Kauno gr?dai, история которой начинается ещё со времён Александра II, включает в себя и птицефермы Vilniaus paukštynas и Kaišiadori? paukštynas. 75,06% акций принадлежат Таутвидасу Барштису.
В производстве фармацевтических предприятий в Литве лидирует ЗАО Sicor Biotech, которую контролирует Teva Pharmaceutical Industries Ltd (Израиль).
Зато крупнейший потребитель газа в Литве, завод по производству удобрений Achema, принадлежит литовскому капиталу во главе с Лидой Лубене.
Правда, по Литве ходят слухи, что после смерти основателя предприятия Бронисловаса Лубиса, компанию хотят продать. Якобы в начале августа этого года для этого в Литву приезжали представители российского В«ЕвроХимВ». Achema контролирует еще и крупнейшую литовскую стивидорную компанию Klasco.
Впрочем, к истинно литовскому бизнесу в Литве власти относятся сурово и пылинки не сдувают. И если неофициально крупнейшую компанию Литвы президент Даля Грибаускайте голословно обвиняет в В«грабежеВ», то крупнейшему потребителю газа, концерну Achema, приказывает стоять В«смирноВ».
В попытках давления на иностранный капитал власти замечены не были.
Читайте также: Кому принадлежит Латвия?
Источник
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
