Новость23 марта 2016, 08:23

«Кот Казанский» из бренда превратился в объект для пересудов

КОТ, Наталия, Казань, Бренд, Харченко
«Кот Казанский» из бренда превратился в объект для пересудовДвое столичных бизнесменов спорят за право на продажу сувениров с популярной у туристов подписью главного символа города.

Кот в халате, удобно устроившийся на табуретке за чтением газеты, котики из глины и текстиля, фотографии и рисунки четвероногих питомцев — сколько котов «живут» в небольшом офисе «Казанского сувенира» не сосчитать. Этой продукцией Наталия Харченко начала заниматься в 1997 году, тогда открыла небольшой магазинчик.

Продавала тапочки, тюбетейки, различные игрушки, сделанные местными ремесленниками. Однажды фирма решила отметить день рождение Кота казанского и устроить в честь него выставку. «Через газеты мы призывали всех создавать своих котов», — вспоминает Наталия. Праздник так понравился, что именины казанского питомца отмечали ежегодно на протяжении 9 лет.

— С тех пор Кот казанский стал брендом, он стал известен именно благодаря этим выставкам.

Каждый год люди приходили и спрашивали, будет ли праздник. До этого была просто идея, какой-то образ. Мы стали организовывать творческих людей, давали работу, делали заказы, оплачивали и выкупали. А что надо еще творческому человеку? Именно то, чтобы он стал востребованным. Мы объединили всех художников, которые никому не нужны, хотя нам легче было заказать в другой области, где-нибудь на производстве, — рассказывает генеральный директор «Казанский сувенир» Наталия Харченко.

В 2009 году они решили зарегистрировать товарный знак Кот казанский и подали заявку в Роспатент.

Документы приняли, но через год, когда завершилась экспертиза, и пришел ответ, выяснилось, что вся работа пошла коту под хвост — на два дня раньше них товарный знак зарегистрировал другой бизнесмен из Казани.

— Он просто его украл. Знак стал известен, продукция была популярная, на Кота казанского все шли, он к этому отношения не имел. Но он у нас это перехватил и мы ничего не могли сделать, потому что по закону товарный знак регистрируют только датой подачи патента.

Обратилась в ФАС, мне ответили, что возбуждать дело нет оснований, так как он не имеет отношения к котам: он их не производит, не реализует и не чинит препятствий. Но через год вся Казань оказалась завалена котами казанскими, привезенными из Китая. Нас это не то, что лично ущемило, мы не хотели импортных котов, Коты казанские должны быть наши. Стали предупреждать, но бесполезно, — говорит Наталия Харченко.

Продавать сувенирные изделия с подписью «Кот казанский» могут оба предпринимателя, но только по своим категориям. Например, у Наталии права на магнитики, изделия из текстиля, дерева, гипса. Другой предприниматель, Сергей Вдовин, может реализовывать котов из керамики, стекла, фарфора, делать мягкие игрушки. Но часто возникают спорные вопросы: вроде бы кота-игрушку может продавать Сергей, но изделие чем-то напоминает подушку, которые может продавать только Наталия.

В итоге в Арбитражный суд посыпались взаимные иски. За год рассмотрено 4 дела, но пока ничья.

— Популяризация Кота казанского пошла в гору, во всех магазинах стали присутствовать изделия с ним, но в один момент, «Казанский сувенир» пошел по магазинам и начал штрафовать всех и подавать в суд. Они хотели искоренить Китай, но основная масса изделий, на которые они подали иски, не была китайских мастеров.

Я вынужден подать на их в суд, — объясняет свою позицию управляющий «Казанской сувенирной компании» Сергей Вдовин.

Наталия хочет, чтобы права на «Кота казанского» были за ней. В этом случае делать сувениры с подписью художники смогут только с разрешения. А бизнесменам для продажи изделий необходимо будет получить лицензионное соглашение. Предприниматель уверена, что вправе взять контроль над котами, на том основании, что многие годы занималась раскруткой бренда.

— Они хотят сделать Кота казанского всенародным. Всенародным он был 300 лет, бренда не было. Он стал брендом благодаря тому, что мы много лет его раскручивали и прийти на готовенькое каждый хочет. Я хочу вернуть собственный товарный знак. Мастеров вполне устраивало, что они работают с нами. Мы заказывали, оплачивали работу, все шло на «ура», — настаивает на своем генеральный директор «Казанский сувенир».

— Суды прекратятся, если Кота казанского признают народным достоянием — это самый лучший вариант. То есть не будет правообладания ни у кого. При нынешней ситуации, развитие Кота казанского под большим вопросом. Если у кого-нибудь есть правообладание, развитие символа невозможно. Если бренд не принадлежит городу, раскручивать его мастерам невыгодно, получается, что вы раскручиваете определенного человека. Сегодня он вам улыбается, а потом либо взвинчивает цены, либо продает бизнес.

Пока Кот казанский в руках определенных людей, он выгоден только им. Я бы с удовольствием в пользу города отказался, если бы была такая организация. Я был бы не против, если бы кота признали народным достоянием, — говорит Сергей Вдовин.

В магазинах на прилавках стоят толстые коты-копилки, магниты, колокольчики. На изделиях все чаще можно увидеть надписи «Мяу из Казани», «Привет из Казани» или просто «Казань».

Опасаясь взаимных судебных исков оба предпринимателя стараются не наносить надписи «Кот казанский», даже на те виды продукции, которую они законно могут продавать. И судя по всему, если никто не уступит, Кот казанский может оказаться под угрозой вымирания.

Мнения

Наталья Абрамович, генеральный директор Туристско-информационного центра Казани

— Мне бы как жителю Казани было бы гораздо приятнее, если бы этот бренд существовал без всяких ограничений. Говорю не как человек, который 20 лет работает в туризме, а просто как житель.

Я хочу, чтобы все имели возможность его использовать так, как мы хотим, как народное достояние.

— Ваше мнение как жителя и как работника отрасли отличается?

— Нет.

Гульнара Мухтарова, экскурсовод

— Котом интересуются, это фишка Казани, но появилась она с подачи того магазина. О Коте казанском заговорили только после того как Наталия Харченко открыла магазин, до них вообще не было этой истории, никто про него не знал.

Они единственные, кто начал эту историю с котом. Я считаю, что бренд должен принадлежать им.

Нури Мустафаев, генеральный директор ГБУ «Центр развития народных художественных промыслов и ремесел Татарстана»

— Казанский кот — это бренд и мы сами же его и создали. Мы посмотрим, чем это закончится, и все равно попытаемся подготовить письмо, обратиться в министерство культуры и добиться того, чтобы отозвали патент, мотивируя это тем, что Кот казанский — это историческое название, 2,5 века существующее. Неправильно, что на бренде, который принадлежит Казани и его населению, стараются заработать.

Надо избегать такие вещи. Представьте, что кто-то купит бренд тюбетейка. Что тогда? Поэтому мы должны всем миром встать и сказать, что это наша традиция, общая народная, национальная.

Как вы считаете, должен ли Кот Казанский стать народным достоянием или остаться в руках одного владельца? Делитесь мнением в комментариях к этому материалу.

Источник

Далее: Эффективность системного тромболизиса при остром тромбозе воротной вены у пациентов с циррозом печени

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)