Новость5 февраля 2010, 18:05

Крабахский пинг-понг

постсоветское пространство, Нагорный Карабах, Арцах
Политика, которую осуществляют сейчас на Южном Кавказе Россия и Запад, в частности, США, можно охарактеризовать как “политику распределения ролей”. И если дирижерская палочка урегулирования армяно-турецких отношений принадлежит Вашингтону, то в урегулировании карабахского конфликта эту роль взяла на себя Россия.

Российские политологи уже обеспокоились тем обстоятельством, что США оставили Москве трудноразрешимый карабахский вопрос, и пытаются взвалить на нее всю ответственность за переговорный процесс в этом вопросе.

Получается, что США пытаются вытаскивать горячие каштаны из огня руками России.

Вполне понятна обеспокоенность российских аналитиков “судьбой” собственной страны, однако было бы наивно полагать, что подобной сверхдержаве, какой является России, эта “тяжелая поклажа” была навязана. Тем более, что официальная Москва не выражает никаких симптомов беспокойства. Так же наивно полагать, что России удалось вытеснить Запад, и в первую очереедь, США из переговорного процесса.

Очевидно одно, что даже если Россия имеет желание стать единственной страной-посредником в переговорном процессе карабахского урегулирования, то это должно произойти только при согласии ЕС и США. Так что, политическое распределение ролей произошло по доброй воле сторон и вытекает из интересов всех сторон. И мы должны ясно осознавать это.

Факт, что Нагорно-Карабахская Республика стала серьезным региональным фактором.

И официальная Москва прекрасно осознает, что свои ослабленные позиции игрока на Южном Кавказе она может упрочить только при одном условии: если главные козырные карты переговорного процесса по карабахскому урегулированию будут в ее руках.

А это означает приобретение политических рычагов воздействия как на Армению, так и на Азербайджан. В частности, эти рычаги сильно нужны Москве для “правильных отношений” с Азербайджаном.

Армения, конечно, считается единственным верным стратегическим партнером России в регионе, однако не секрет, что сегодня Россия более чем заинтересована в Азербайджане, который находится в ряду стран, которые приоритены для России как экономическом, так и в политическом смысле.

Это обстоятельство не может не беспокоить нас, армян, так как никто не может исключить, что Москва может вынудить Армению к опасным уступкам в угоду своим политическим интересам. Даже российские политологи стали выражать беспокойство в связи с тем, что Россия может пойти на проазербайджанские действия, оказав давление на Армению и принудив ее к уступкам в вопросе освобожденных территорий.

Российская сторона одновременно осознает, что сегодня в Армении эти настроения приобрели серьезный характер, и издалека отправляет “месиджи”, пытаясь успокоить нас, что, в любом случае, Россия не собирается оказыеать давления на Армению, чтобы та вывела свои войска из освобожденных территорий.

Заявление с подобным содержанием было озвучено российским послом в Турции, который заметил, что его страна в карабахском вопросе не будет столь пристрастной, как Турция, и до конца выступит в качестве честного посредника.

Если мы допустим, что согласно согласованному распределению ролей, тяжкий груз арцахско-азербайджанского конфликта возложен на плечи Москвы, то проблема номер один для нее выудить у конфликтующих сторон гарантии мирного решения проблемы. Кажется, во время трехсторонней встречи в Сочи ей удалось добиться этого.

Однако ожидаемые шаги как со стороны Армении, так и со стороны Азербайджана этим не ограничиваются. Понятно, что по отношению к последним будут применяться новые механизмы давления.

Новый способ давления

В дипломатии существует прописная истина, что та сторона, которая легко поддается политическому давлению, выбуждена приспосабливаться ко всем возможным поражениям, а побеа принадлежит сильному и принципиальному. За политическими кулисами сегодня идут серьезные “сражения”.

Как известно, после сочинской встречи минская группа ОБСЕ распространила заявления, что Ереван и Баку должны представить свои предложения по тем принципам Мадридского документа, по которым стороны до сих пор не пришли к соглашению.

Российский сопредседатель Эрий Мерзляков даже уточнил, что это должно произойти в течении двух недель. То есть, часовой механизм уже в действии. Что это, если не давление?

Конечно, подобный подход довольно несерьезен, хотя бы по той причине, что мнения и подходы конфликтующих сторон по самым важным пунктам остаются на диаметрально противоположных позициях.

Глава МИД РА Эдвард Налбандян еще в конце прошлого года заявил, что считает победой заявление Армении и Азербайджана, заметив, что в первый раз был подтвержден принцип права на самоопределение, причем не только сопредседателями, но и Азербайджаном. Однако давайте выясним, понимает ли Азербайджан под выражением “принцип права на самоопределение” то же самое, что подразумевают Амения и Арцах?

Общеизвестно, что под выражением право народов на самоопределение армянские стороны подразумевают зафиксирование фактической независимости НКР или международный характер фактического состояния, закрепленного референдумом.

Что же понимают азербайджанцы? Какой-то статус автономии населения Нагорного Карабаха в международно признанных границах Азербайджана. То есть, каждая сторона комментирует по-своему принцип права народов на самоопределение.

Подобное противоречие наблюдается и в вопросе статуса НКР: азербайджанская сторона предлагает статус автономии в своем составе или войну. А армянские стороны ожидают от Баку и международного сообщества признания права арцахцев на самоопределение.

И вот, в таких условиях сопредседатели принуждают конфликтующие стороны к прояснению своих позиций.

“Налицo определенный подход сторон к сближению позиций по некоторым пунктам, однако это не составляет и трети всех пунктов.

Сближение позиций – долгий процесс”, – заявил месяц назад глава МИД РА Эдвард Налбандян. Между тем сопредседатели пытаются одолеть этот долгий путь всего за две недели.

В подобном ключевом вопросе определение временного лимита означает искусственную активизацию переговорного процесса, что справедливо воспринимается как способ давления. Оно содержит в себе долю интриги, так как предпринимается попытка искусственно ускорить и быстро завершить процесс.

Однако очевидно, что для армянских сторон не существует формулы скорого решения арцахской проблемы, так как оно для Армении и Арцаха означает одно – такой же скорый возврат освобожденных территорий.

Что касается возможных уступок, то по этому поводу многократно было заявлено, что Армении и Арцаху нечего уступать, что армянские стороны давно пошли на эти уступки, и сейчас очередь за Азербайджаном. Следовательно, США, РФ и ЕС, если желают разрешить этот конфликт, должны быть готовы привнести качественно новые подходы в процесс карабахского урегулирования, что возможно с признанием независимой государственности НКР.

Только в этом случае стороны могут договориться о мирных, возможно, даже добрососедских отношениях.

Как справедливо заметил депутат НС НКР Ваграм Атанесян, если кроме принципов урегулирования существует проект какого-либо соглашения, текст документа, по которому стороны должны представить свои замечания и предложения, то сопредседатели обязаны то же самое представить Нагорно-Карабахской Республике. Если же они этого не делают, значит сопредседатели не честны в своих заявлениях, в частности, после Сочинской встречи стали более прозрачно намекать на то, что считают необходимым участие НКР в переговорном процессе.

Почему Минская группа ОБСЕ сегодня заинтересована в участии Арцаха?

Годами сопредседатели обходили и не выражали никакого желания признать важность участия Арцаха, который был вытеснен из переговорного процесса.

А сегодня вдруг они осознали, что это является императивом. Почему вдруг сегодня их озарила эта мысль, при том, что “снежный ком” переговоров катится уже довольно долго…

Очевидно, что настал момент, когда участие Арцаха стало выгодно самим сопредседателям… И вот почему.

Во-первых, Армения многократно подчеркивала, что без непосредственного участия Нагорно-Карабахской Республики, какое-либо согласованное решение не может быть приемлемым для карабахской стороны. Следовательно, на данном этапе вовлечение Арцаха в переговорный процесс имеет одну цель – придать достоверность уже приобретенным договоренностям.

А сопредседатели прекрасно понимают, что договоренность по вопросу освобожденных территорий может быть достигнута исключительно в условиях полноценного и равноправого участия Арцаха в переговорном процессе.

Во-вторых, если сегодня предпинимаются попытки вовлечь Арцах в переговорный процесс, то это означает, что уже уточнена основная методология урегулирования, уже предусмотрены определенные договоренности, в которых Арцах никогда не участвовал. Следовательно, подобное половинчатое участие направлено не на учытывание мнения Арцаха, а имеет тенденцию выудить одобрение Арцаха по отношению к уже существующим документам.

Арцах, бесусловно, должен принимать участие во всех раундах переговорного процесса – переговорах, разработке документов, заявлениях… Но так как этого не произошло, значит сегодняшнее участие Арцаха будет половинчатым и не логичным.

Заметим, что в Арцахе также не воодушевились намеками сопредседателей.

Так как ясно осознают, что посредники намерены выудить у властей Арцаха определенные уступки, которые нашли бы свое выражение в документе. Что абсолютно не втискивается в рамки официальной позиции НКР и политических и общественных восприятий.

Армине Симонян, ArmAr.am.

Далее: Быстро или медленно? Эксперт раскрыл лучшую стратегию для похудения

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)