Кто и почему может пить свежее молоко
Появление молочного чая — очень яркий и наглядный пример культурно-биологической адаптации.Если меня спросят, в какой области повседневного знания больше всего мифов, я скажу: про еду и диету. А еще наши простые ксенофобные представления построены на том, что народ Х ест вот это — фу, какая гадость.
Но любовь к той или иной еде — это сложная культурная адаптация. Яркий пример — как появился молочный чай.
Начнем с того, что все млекопитающие могут усваивать молоко только в детском возрасте, пока пьют материнское молоко. Фермент лактаза отвечает за усваивание материнского молока, а потом становится ненужным и исчезает. У предков людей было так же.
Однако у кого-то всегда происходила случайная мутация, и человек мог пить сырое молоко во взрослом возрасте и не блевать после этого.
Когда люди одомашнили скот, они сначала питались только его мясом. Но вот представьте, что у вас поселение Х, где 100 человек и 50 коров. Засуха или холодная зима — скот почти весь вымер. Осталась одна корова. Если ее убить и съесть, это конец. У одного из 100 есть случайная мутация, он может пить молоко коровы и не умирать от поноса. Он выжил, а многие умерли. Женился, и у его детей — его гены переносимости молока!
Это прекрасный пример коэволюции — естественного и социального отборов. Такая коэволюция началась в неолите, примерно 4-3 тысяч лет назад, и, что совершенно прекрасно, независимо несколько раз в разных очагах неолита. В результате там, где скотоводство очень древнее, переносимость молока сильно выше. Причем этот отбор в сторону переносимости молока шел долго и упорно, вплоть до недавнего времени (подробности вот тут).
А дальше — интереснее. Монголы — кочевники, они употребляют много молочной пищи (вроде пока все логично, да?) и бесконечно пьют суутэй цай (зеленый чай с молоком). Однако переносимость лактозы у них низкая. Почему? Потому что они очень недавние кочевники с точки зрения истории — всего лишь тысячелетие. Мутация не успела закрепиться. И молоко свежее монголы почти не потребляют. Используют иногда как рвотное средство, а еще… — свежим молоком кормят драконов и духов. Берут специальную ложку с углублениями и брызгают свежим молоком вверх утром и вечером и когда гром гремит (дракон летит). Потому что драконы и духи — не люди, они могут и свежее выпить.
А сами монголы пьют ферментированное молоко, то есть квашеное или сильно кипяченое (это легче переносить, лактоза частично разрушается).
Ну и это еще не все. Монголы — кочевники и едят очень много мяса. Мы в экспедициях прямо мучались, не могли есть мясо и мясо и мясо. А они отлично справлялись. А все потому, что запивают мясо огромным количеством молочного чая, который вырабатывает протеазы — ферменты, способные разрушать пептидные связи между аминокислотами, что является важным этапом переваривания белков. Кефирные дрожжи тоже, и поэтому, например, турки едят кебаб «Искандер» на йогурте (очень вкусно). Еще одна важная адаптация.
Telegram-канал антрополога Александры Архиповой «(НЕ)занимательная антропология»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)