Маленький гигант большой торговли

Никаких скандалов, сплетен, интервью – шумихи вокруг собственной персоны «король скидок» и «реформатор ритейла» Теодор Альбрехт не выносил.
И умер так же тихо, как и жил – в дали от общественности и назойливых репортеров, почти в тайне. О кончине 88-летнего предпринимателя стало известно только на четвертый день. После похорон по миру пронеслась «молния»: торговый магнат скончался после продолжительной болезни у себя дома в Эссене.
Вето на публичность братья наложили несколько десятилетий назад. В 1971 году младший Альбрехт оказался в заложниках прямо на пороге своей фирмы и пробыл в плену у аферистов 17 дней, пока не был выплачен колоссальный по тем временам выкуп – 7 миллионов марок.
Поговаривали, что злую шутку с торговцем сыграла скупость: владелец ALDI покидал офис за полночь и из экономии отказывался от шофера.
Криминальный инцидент довел и без того замкнутого Альбрехта до полного затворничества: последнее интервью в середине 70-х, последний снимок – в 80-х, да и то против воли. Незваные посетители под прицелом камер обивали пороги компании, удостаиваясь в лучшем случае «фирменного» отказа – серого листа бумаги, отпечатанного на разболтанной машинке с западающими буквами.
Далеко позади были годы, когда семье Альбрехтов приходилось перебиваться с пфеннига на марку. Рабский труд, железная дисциплина и экономия любой ценой были их прозой жизни, а через годы стали краеугольными камнями современной империи. Начиналось все с мытья посуды в родительской лавке, далее – война и плен (Тео попал к американцам, Карл – к русским), потом собственное дело.
В 1948 г.
братья «переформатировали» семейный бизнес, открыв в Эссене новое предприятие – Albrecht Discount, или Aldi. Исповедуя принцип «дешево и сердито», Альбрехты положили в основу своей концепции строгую необходимость: минимум персонала, только самые ходовые продукты и no names – товары малоизвестных марок в упаковке от поставщика.
В послевоенные годы, когда населению было, мягко говоря не до деликатесов, отсутствие эстетики пришлось экономным немцам более чем по вкусу. Скоро вся страна оказалась в сети жесткого ритейлера.
После незначительной семейной ссоры в начале 60-х – по одной из версий Карл отказался продавать табак – братья разделили бизнес на южную компанию Aldi Süd и северную Aldi Nord. Дела пошли так хорошо, что компания вышла даже на американский рынок: сегодня у ALDI в США несколько сотен торговых точек.
Американцы же в Германии свои позиции утратили: несколько лет назад Wal-Mart продал свои немецкие магазины группе Metro.
Сегодня у ALDI около 9000 филиалов в 18 странах мира, в том числе Австралии, Румынии и Польше. По оценкам экспертов, оборот группы составит в 2010 году порядка 50 млрд евро, львиная доля из них приходится на домашний рынок. А недавно Forbes в рейтинге богачей поместил 90-летнего Карла на 10-ю строчку с личным состоянием в 23,5 млрд долларов, а его младшего брата чуть ниже – 31 место с 16,7 млрд долл.
Уйдя на покой, Тео Альбрехт передал руководство своей долей наемному менеджеру..
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
