Место службы – Алкино
В одном из январских номеров «Красной звезды» была опубликована зарисовка о начальнике штаба соединения гвардии подполковнике Викторе Кухальском. Публикация, что называется, нашла своего читателя, да так, что по итогам голосования вывела героя материала «Сквозь огонь и воду» в абсолютные лидеры январского этапа конкурса «Офицеры России-2014».
Вручение соответствующего свидетельства гвардии подполковнику Кухальскому прошло в присутствии командного состава бригады. И не в кабинетной тиши, а по предложению инспектировавшего в те дни соединение начальника инженерных войск ЦВО генерал-майора Андрея Гаглоева у бригадного мемориала в память воинов-сапёров, павших при выполнении боевых и профессиональных задач. Праздничный для гвардии подполковника Виктора Кухальского момент стал поводом, чтобы детальнее рассказать о жизнедеятельности единственного в Центральном военном округе соединения инженерного профиля.
У отдельной инженерной бригады славная история. За её плечами прокладка в 2000 году 94-километрового колонного пути в условиях кавказского высокогорья. С сопутствующим возведением 18 дренажных переходов, перемещением 52.000 кубометров скальных пород и 298.000 кубометров грунта с производственным расходом 32 вагонов (!) взрывчатых веществ. А ещё были задачи по аварийному энергообеспечению московских государственных объектов зимой 2006 года и оказанию помощи в разминировании наиболее опасных участков местности в Ливанской Республике; защите Москвы-реки от последствий аварии на Красногорской канализационно-насосной станции в 2007 году; выполнению в 2008 году задач по инженерному оборудованию наблюдательных постов и районов расположения контингента сил по поддержанию мира в Республике Абхазия; локализации лесных пожаров в Московской, Владимирской, Нижегородской областях летом 2010 года и оказанию в прошлом году помощи пострадавшим от паводка районам Челябинской области.
Насколько порой жёсткими были условия отработки задач, свидетельствует памятный мемориал бригады, где на мраморной глыбе значатся имена десяти солдат и офицеров, погибших при выполнении боевых задач в Чеченской Республике и разминировании в ноябре 2009 года ульяновского арсенала ВМФ. Гвардии подполковник Виктор Кухальский в разное время был удостоен нескольких медалей: «За отвагу», Суворова и «За разминирование». Есть ценимая в войсковой среде награда — медаль «За отвагу» — и у командира соединения гвардии полковника Семёна Пыпина.
Комбриг вспоминает: «В период чеченской командировки я исполнял обязанности помощника начальника инженерной службы военной комендатуры Ачхой-Мартановского района. В один из дней недалеко от селения Янди разведчики задержали трактор, тащивший телегу с гуманитарными продуктами. Для кого — догадаться нетрудно. Потому было решено провести в районе спецоперацию по поиску получателя груза.
В составе сводного подразделения я возглавил инженерную разведку». По выявленным на земле следам группа капитана Семёна Пыпина ушла довольно далеко. Возвращаться реверсным маршрутом было уже поздно. Чтобы успеть назад засветло, решили срезать путь. И сразу наткнулись на кострище с ещё горячим чайником. Дальше — тропа. По ней и вышли… на базу боевиков.
Бой был скоротечным. И всё потому, что бандиты не ожидали атаки с тыла. Готовились оборонять лагерь с фронта: оборудовали окопы, ходы сообщений, замаскированные огневые точки… Не пригодилось всё это. В качестве трофеев сапёры захватили много оружия, боеприпасов и документы. Вообще, чеченский период гвардии полковник Пыпин вспоминает как отличную школу. Что, впрочем, неудивительно.
Только с декабря 2001 по август 2003 года он отработал более 500 задач во главе групп разминирования. Не раз бывал под обстрелом. Не единожды рисковал жизнью в противоборстве с очередной хитроумной закладкой боевиков, как это было, например, под Серноводском. Там, на переезде, где ранее на фугасе подорвался УАЗ с СОБРом, капитан Пыпин обнаружил очередной сюрприз: рядом со 125-мм снарядом находились готовая к применению радиостанция и аккумулятор. В тот раз жизнь сапёрам спас установленный на головной машине инженерной разведки генератор помех.
Оберегая полотно переезда от повреждения, Семён Пыпин разминировал фугас и заодно доставил по назначению изъятую радиостанцию с сохранёнными показателями частот. Правда, по возвращении на базу вместо благодарности от командования получил нагоняй: выявленные фугасы инструкция предписывала уничтожать на месте. В итоге, закалив себя на старте офицерского становления боевой практикой и набравшись затем дополнительного опыта в стенах Военно-инженерной академии, сменив в последующем ряд войсковых должностей, Семён Пыпин в 34 года стал полковником и наконец возглавил инженерную бригаду.
А заодно утвердился в том, что риск, конечно, дело благородное, но в условиях мирного времени его лучше сводить к минимуму. Вот почему, возглавив бригаду, гвардии полковник Пыпин уделил особое внимание соблюдению мер безопасности в процессе боевой подготовки. Правда, признаётся в беседе комбриг, саму боевую подготовку пришлось выстрадать чуть ли не с чистого листа. «В привычном понимании курса боевой подготовки в бригаде не было, — поясняет Семён Пыпин.
— Потребовались немалые усилия, чтобы утвердить дисциплину плановых занятий. Личный состав стал больше водить боевые машины, заниматься всеми аспектами профильной подготовки. После восстановления долго не функционировавшего войскового стрельбища пошла в гору огневая подготовка. Завертелась череда ротных и батальонных тактико-специальных учений». Недавно в расположении бригады появился стрелковый тир.
Обновился бригадный машинодром. Трасса практического вождения дополнилась рядом учебных препятствий, в том числе наиболее сложным — колейным мостом. Вблизи учебных мест появились оборудованные стационарные классы подготовки специалистов. В интересах ночных тренировок на полигоне установили источник резервного питания. Появилось место обогрева личного состава в зимнем сезоне.
На маршруте спецподготовки проложили тропу сапёра. Грядущим летом войдёт в строй кинологический класс. Комбриг сожалеет об одном: у места дислокации соединения нет достойных водоёмов для активных тренировок понтонно-переправочного подразделения. Небольшое озеро есть. Но оно несопоставимо с масштабом задач понтонёров. Тем не менее на берегу озерца инженеры оборудовали водолазную станцию, и теперь занятия по спецподготовке бригадных водолазов стали регулярными, причём не только в летнем, но и в зимнем периоде обучения.
А ещё комбриг — все это знают — ценит практические занятия больше лекций. Объясняет: «Мы готовим не гуманитариев, а бойцов». Постулат гвардии полковника Пыпина себя оправдывает. Вот тому пример: инженерному отделению на сборку комплекта тяжёлого механизированного моста длиной 40 метров норматив отводит три четверти часа. Подчинённые Семёна Пыпина с этой задачей справляются за полчаса.
При этом, что очень важно, строго соблюдают меры безопасности. Достойным помощником командира во всех начинаниях стал победитель январского этапа конкурса газеты «Офицеры России-2014» гвардии подполковник Виктор Кухальский. Это с его подачи программа обучения личного состава бригады получила ряд дополнений. — В частности, — поясняет гвардии подполковник Кухальский, — до сапёров мне удалось донести самое главное: учиться надо постоянно; сегодня довольствоваться лишь базовым объёмом знаний нельзя, больше того — опасно, и в первую очередь для самого себя, как специалиста.
Офицера в этом убедил личный боевой опыт: за 14 лет службы на Северном Кавказе ему доводилось иметь дело исключительно с самодельными взрывными устройствами боевиков. И каждый раз встречалось «что-то новенькое по исполнению». Чтобы успешно бороться с такими конструкциями, приходилось всерьёз и постоянно работать над собой. И Кухальский старался.
В дополнение ко всему сформировал фотоархив образцов обезвреженных устройств. В интересах учебной практики личного состава научился изготавливать муляжи взрывных устройств, да столь достоверно, что его наглядные изделия по достоинству были оценены даже в среде правоохранителей. В частности, руководство Буйнакского городского УВД не раз одолживало изделия Кухальского на практические занятия своих сотрудников. Накопленному опыту боевой офицер постарался найти применение и на новом месте службы — уже здесь, в алкинской бригаде.
Многое удалось. За истекший год существенно расширилась экспозиция класса наглядных пособий. Вошли в практику так называемые учебные провокации — внезапные проверки суточного наряда на контрольно-пропускных пунктах «с попытками проносом муляжей взрывных устройств». Успехи отдельной инженерной бригады ЦВО заметили в «верхах». В прошлом году на её базе провели целый ряд знаковых учебных мероприятий, в том числе под эгидой начальника инженерных войск Вооружённых Сил РФ.
В частности, в октябре 2013 года соединение приняло у себя финальный этап конкурса офицеров инженерных войск по полевой выучке. Отметим, что выбор на башкирскую площадку пал не случайно. Ещё весной 2013 года здесь же прошёл сбор руководящего состава инженерных войск Вооружённых Сил России. В ходе подготовки к нему офицеры алкинского соединения выложились на все сто. И как итог: в номинации на звание лучшего командира батальона инженерных войск России победу одержал командир понтонно-переправочного батальона гвардейского инженерного соединения ЦВО гвардии майор Алексей Брюхачёв.
В динамике состязаний офицер на отлично выполнил нормативы по физической, тактической подготовке и вождению боевой машины. Кстати, с момента прихода в бригаду Семёна Пыпина и Виктора Кухальского занятия спортом обрели буквально культовый характер. По словам комбрига, полтора года назад из числа военнослужащих соединения зачёт на высший квалификационный уровень был по плечу только троим — двум контрактникам и одному офицеру. Сегодня сооветствующим денежным поощрением за образцовую физическую форму довольствуются уже десять офицеров.
В их числе комбриг и начальник штаба. В ходе беседы о спорте гвардии подполковник Виктор Кухальский раскрывает своё удостоверение личности офицера. «Сравните, каким я был до 2009 года и как выгляжу сегодня», — предлагает с улыбкой офицер. «Сто двадцать килограммов весил пять лет назад, — поясняет собеседник. — Выкуривал по три пачки крепких сигарет в день.
И нарастающей полноте особого значения не придавал. Но лишь до того момента, когда однажды после забега на один километр чуть не умер. Дистинцию, конечно, пробежал, но… Было же мне тогда всего тридцать три года». Семён Пыпин, к слову, до прихода в бригаду тоже был из числа «супертяжеловесов» — 109 килограммов. За счёт усиленных физических тренировок сбросил 20 кг.
На перекладине подтягивается 26 раз. Недавно трёхкилометровую дистанцию преодолел на две минуты быстрее нормативного времени на отлично. «В курсантскую бытность, — отмечает, — бегал хуже...» Комбриг остановился на весе в 89 килограммов. Оба сегодня, как выразился Кухальский о себе и командире, горы мышц — ничего лишнего. И, как следствие, имеют полное право требовать от подчинённых аналогичного отношения к физподготовке.
«Зимний период для военнослужащих бригады прошёл на лыжах и в спортзальной «качалке», — поясняет командир соединения. — Летний период посвятим спортгородкам и полигонным попутным физическим нагрузкам». В канун своего профессионального праздника инженеры из Алкино, победив коллег в первенстве хоккейных команд, взяли в качестве спортивного трофея Кубок начальника инженерных войск Вооружённых Сил РФ. Гвардии полковник Пыпин лично встречал на вокзале Уфы поезд из Москвы с бригадной командой.
Впереди — чемпионаты инженерных войск по мини-футболу и настольному теннису. Стать лидерами и в этих дисциплинах — амбициозная задача алкинцев. Излишне говорить, что для администраций как Уфы, так и Башкирского региона в целом иметь, что называется, под боком столь хорошо оснащённую и профессионально подготовленную «махину спокойствия» — большая удача. Эти парни любую нештатную ситуацию локализуют.
Об этом все знают, в этом не раз убеждались. Яркий пример тому — августовское наводнение на юге Челябинской области. Тогда под водой оказались десятки населённых пунктов. В пострадавших районах паводком были разрушены надводные переправы… Подразделения инженерной бригады ЦВО немедленно выдвинулись в зону стихии. Совершили 700-километровый марш и с ходу включились в оказание посильной помощи населению.
В частности, в Карталинском районе понтонная рота соединения навела войсковой наплавной мост вблизи смытого наводнением стационарного на водозаборе Попов Брод. В интересах передвижения транспортных средств гражданского населения войсковой мост простоял на месте ЧП полтора месяца. Всё в бригаде складывается вроде бы неплохо. За исключением, правда, одного.
Речь о жилобеспечении. Комбриг Семён Пыпин с нескрываемым сожалением констатирует: на балансе соединения находится лишь 18 служебных квартир. По сути — капля в море нуждающихся. Попытки снять напряжение предпринимались. В частности, одну из казарм перевели в разряд общежития. Люди готовы были вселиться, но вмешались обстоятельства: согласно оргштатным мероприятиям в Алкино передислоцировали новосибирский инженерный батальон. Перемещаемых надо было где-то селить.
Хозяева уступили жилищный новодел вновь прибывшим. Выручает в определённой мере программа контрактизации войск. Солдат срочной службы становится меньше — высвобождаются казарменные площади. Было решено переоборудовать под семейные общежития две бывшие казармы. В первую, на 36 семей, новосёлы въедут этим летом. Второй объект сдадут осенью.
Этот «манёвр» позволит разместить в служебном жилье половину нуждающихся в улучшении бытовых условий военнослужащих. Всего половину…
Об этом пишет сегодня Военное обозрение.
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
