Метод Понтия Пилата, или как смыть когнитивный диссонанс. А заодно — зачем мыть руки после кладбища
Оказывается, у мытья рук есть скрытые психологические и символические смыслы.«Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы». Это фрагмент из Евангелия от Матфея — Понтий Пилат, несогласный с решением казнить Иисуса, демонстративно умыл руки перед толпой. Отсюда возник фразеологизм «я умываю руки» — в значении «я не хочу больше участвовать в принятии таких неправильных решений и быть ответственным за них».
Относительно недавно был проведен один из самых странных психологических экспериментов, о которых я слышала или читала, показывающий, что символическое очищение себя через мытье рук — это не просто красивый жест, а способ избавиться от внутренних сомнений через буквальное «смывание» с себя неправильного решения.
В 2010 году в одном из самых авторитетных мировых научных журналов — Science — была опубликована статья психологов из Университета Мичиган Спайка Ли и Норберта Шварца под названием «Мытье рук смывает сомнения в принятом решении».
Сначала исследователи просили испытуемых-студентов выбрать из большого числа музыкальных компакт-дисков десять понравившихся и проранжировать эту десятку, после чего предлагали взять один диск в подарок — пятый или шестой из составленного рейтинга. Тут важно понять, что отличия между местом № 5 или № 6 невелики и ты очень мучаешься, чтобы выбрать из двух дисков, которые тебе нравятся почти одинаково. Так у испытуемых создали небольшой, но неприятный когнитивный диссонанс.
Далее всем студентам давали ознакомиться с новым жидким мылом, но одной группе предлагали просто подержать в руках упаковку, а другим — помыть руки. После этого испытуемых просили заново ранжировать десятку предпочитаемых дисков. Оказалось, что в группе, где руки не мыли, взятый в подарок диск повторно оценивался гораздо выше, чем в первый раз, а в группе, где мыли, оценки выбранного диска практически не изменились.
Исследователи считали, что испытуемые, которые руки не мыли, чувствовали потребность оправдать свой выбор подарочного диска. Поэтому они повторно оценивали его выше, чем в первый раз. А те, кто после выбора помыл руки, «смыли» и свои сомнения. Таким образом последовавшее за выбором действие уничтожило когнитивный диссонанс от неочевидного решения («не прогадал ли я с выбором подарка?»)
Но и это еще не все.
Через два года практически та же команда провела второе исследование — в отношении «суеверий», связанных с мытьем рук и желанием удержать удачу. Правда ли, что люди чувствуют, что они могут «смыть удачу», если помоют руки после того, как им что-то удалось (знаете, как если вы пожмете руку какому-то известному человеку, к которому вы очень хорошо относитесь, то можно в шутку сказать «ну все, я теперь неделю эту руку мыть не буду»)? Выяснилось, что те испытуемые, которым недавно выпала большая удача, действительно старались избежать мытья рук — в отличие от тех, у кого были неудачи.
У меня есть что добавить ко всем этим экспериментам.
В 1960-е годы антрополог Мэри Дуглас описала, как люди категоризируют мир. Они постоянно классифицируют все на правильное и неправильное, на чистое и грязное — и нуждаются в символических границах, переступая через которые ты переводишь нечто из неправильной категории в правильную.
Тут в комментариях пишут: если я была на кладбище, то стремлюсь помыть руки. Это именно символическое очищение — «я побывала в неправильном мире и мне надо очиститься, чтобы вернуться в свой».
Telegram-канал «(НЕ)занимательная антропология»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)