Может ли образование защитить от слабоумия?
Новое исследование показало, что риски деменции не связаны напрямую с тем, как долго и усердно вы учились.Взгляните на любой список факторов риска снижения когнитивных функций — и вы обязательно найдете среди них «образование». Принято считать, что чем больше лет вы тратите на образование, тем ниже риск ухудшения когнитивных функций в пожилом возрасте. Наше последнее исследование заставляет с этим не согласиться.
Снижение когнитивных функций не только ухудшит ваши способности к игре в шахматы или судоку, но и может серьезно повлиять на повседневную деятельность. Когда это происходит, врачи начинают говорить о деменции.
Это может показаться невероятным, но в Великобритании деменция является самой распространенной причиной смерти. Она убивает больше людей, чем рак или сердечные заболевания, и начинается со снижения когнитивных функций — ухудшения способности людей думать, рассуждать и запоминать. Таким образом, выяснить, что вызывает снижение когнитивных функций, является важной и неотложной научной задачей.
Было обнаружено, что более низкий уровень образования связан с более высоким риском развития деменции. Считается, что образование позволяет человеку создать «когнитивный резерв» — своего рода буфер против снижения когнитивных функций.
Исследования показали, что образование связано с более медленным возрастным снижением некоторых важных когнитивных способностей, таких как мышление и вербальные навыки. Однако недавние выводы менее обнадеживающие.
Метаанализ (объединенные результаты нескольких связанных исследований) показал, что среднее влияние образования на снижение когнитивных функций равно нулю. Этот метаанализ подчеркивает, что «неоднородность между исследованиями» — то есть насколько непоследовательны результаты во включенных исследованиях — является существенной и в значительной степени необъяснимой. Короче говоря, средний эффект равен нулю, но результаты сильно различаются от исследования к исследованию. И мы не знаем, почему.
Эти несколько озадачивающие результаты могут быть частично связаны с тем, как исследования были спланированы и проведены. Могут пройти годы, прежде чем снижение когнитивных функций станет очевидным, особенно среди людей моложе 60 лет. Чтобы надежно оценить скорость снижения, необходимы данные, охватывающие десятилетия. Только во время нескольких исследований в этой области за участниками следили так долго.
Наше исследование — одно из них. В него вошли около 2000 взрослых японцев в возрасте от 40 до 79 лет на момент начала исследования. За участниками наблюдали около 25 лет. Их несколько раз тестировали на кристаллизованный интеллект (способность накапливать знания, факты и навыки) и подвижный интеллект (способность рассуждать и гибко мыслить). Мы с коллегами обнаружили, что образование не влияет на темпы снижения когнитивных функций ни в одном из тестов.
Такой исход кажется контринтуитивным. Как мы видели, более образованные люди менее склонны к развитию слабоумия. Так почему же образование не влияет на снижение когнитивных функций? В конце концов, деменция возникает, когда человек больше не функционирует когнитивно.
Возможное объяснение
Здесь могут действовать два механизма.
Во-первых, хотя образование не влияет на ухудшение когнитивных функций, часто обнаруживается, что оно связано с несколько более высокими исходными когнитивными навыками до того, как начнется возрастное снижение. Обычно люди с высшим образованием немного лучше справляются с когнитивными задачами в начале исследований, которые длятся в течение многих лет. Та же картина результатов присутствует и в нашем исследовании.
У всех людей когнитивная функция с возрастом снижается. Но если вы начнете с более высокого исходного уровня, снижение займет больше времени, чтобы достичь порога деменции. В определенной степени этим можно объяснить более высокие показатели деменции у людей с более низким уровнем образования.
Другой потенциальный механизм, вероятно, более важен. Деменция связана с такими факторами, как ожирение, загрязнение воздуха и травмы головы — все они увеличивают вероятность развития деменции, вызывая повреждение головного мозга. И все они в основном связаны с образованием.
Например, люди с более высоким уровнем образования в среднем богаче и поэтому обычно могут позволить себе жить в менее загрязненных районах. Связь между социально-экономическим статусом и ожирением также печально известна. Наконец, образованные люди с меньшей вероятностью будут заниматься физическим трудом, который бывает сопряжен с риском получения травмы головы.
Таким образом, образование может косвенно способствовать предотвращению деменции. Хотя образование не спасет вас от снижения когнитивных функций, оно все же может дать вам преимущество в борьбе с деменцией.
Автор — Джованни Сала (Giovanni Sala), преподаватель психологии в Ливерпульском универистете
Источник — The Conversation
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
-
Андрей
Ну я думаю, что образование – это важно, но оно не может быть единственным средством защиты от слабоумия. Необходимо развивать и другие качества, такие как критическое мышление и самостоятельность, что также требует времени и усилий. А может быть, кстати, и воспитание, восприятие мира, социальное окружение – все это также важно для нашего психического здоровья и умственного развития.
-
Искра
Возможно, но все же считаю, что образование может помочь в формировании устойчивых ценностей и уважительного отношения к другим. Кроме того, в процессе обучения человек изучает различные науки и дисциплины, что расширяет его кругозор и позволяет лучше понимать мир вокруг. Да, наверное, любые убеждения могут быть манипулированы, но все же образованный человек более проницателен и способен анализировать ситуацию.
-
Андрей
Не согласен с тем, что образование защищает от слабоумия. Некоторые люди с высшим образованием могут быть все же не очень умными, даже глупыми. К тому же, многие важные качества личности, такие как эмпатия и интуиция, не могут быть получены через образование. Даже если у человека есть образование, это не означает, что он не может стать жертвой различных манипуляций и нелепых убеждений.