Новость22 апреля 2014, 07:38

Нужен ли в современном танке автомат заряжания?

Последствия попытки решения неразрешимой задач К сожалению, в истории отечественной «оборонки» да и всей промышленности в целом немало примеров весьма сомнительных достижений.

Причем все они, как правило, являются предметом особой нашей гордости. В полной мере это относится и к наиболее спорному элементу в конструкции советских/российских танков – автомату заряжания. Благодаря этому интересному механизму экипаж отечественных танков уже давно соответствует песне из фильма «Трактористы».

Действительно, у нас привыкли с оттенком превосходства подчеркивать: мы-де такими автоматами свои танки оснащаем, а зарубежные производители в абсолютном большинстве нет. Но почему? Неужели разработка данного агрегата оказалась не по зубам американским, немецким, английским, японским (далее почти до бесконечности) инженерам и лишь русская техническая мысль смогла справиться со столь сложной проблемой? Попробуем разобраться Показатель важный, но не главный Идея использования автомата заряжания родилась в Харькове в период проектирования танка Т-64, была включена в ТТЗ на эту машину, после чего унаследована танками Т-72 и Т-80. По неизвестной автору причине сие устройство на Т-64 и Т-80 именуется механизмом заряжания (МЗ), а на Т-72 – автоматом (АЗ).

Наверное, чтобы вконец запутать вероятного противника. Кроме того, следует отметить, что МЗ на Т-64 и Т-80 идентичны, а АЗ на Т-72 (и на Т-90) имеет принципиально иную конструкцию. Впрочем, тема унификации, а точнее почти полного ее отсутствия у трех советских основных танков, одновременно серийно выпускавшихся в течение почти 15 лет, требует отдельного обстоятельного разговора. Сейчас речь не об этом.

Постараемся ответить на вопрос: для чего понадобился Т-64 механизм заряжания? Официальная версия такова: за счет отказа от заряжающего удалось сократить забронированный объем, уменьшить габариты машины, а сэкономленную массу обратить на усиление броневой защиты. Кроме того, обычно упоминается повышение скорострельности и облегчение работы членов экипажа. Что же из перечисленного главное? Совершенно очевидно, что первые три фактора – ведь в Харькове пытались решить неразрешимую задачу: создать танк с наименьшими габаритами и массой, но с наиболее мощными вооружением и бронезащитой.

Так что именно ради этого был внедрен автомат, простите, механизм заряжания. Плюсы и минусы автоматического заряжания. Автоматическое заряжание: Плюсы за счет отказа от заряжающего: — удалось сократить забронированный объем, — уменьшить габариты машины, — а сэкономленную массу обратить на усиление броневой защиты — увеличить скорострельность — облегчает подготовку к выстрелу Минусы: — автомат имеет конечную емкость и почти всегда она меньше общего числа выстрелов, которые могут быть загружены в танк — сравнительно не большой боекомплект — не возможность использования боеприпасов большей длинны — сложность пополнения автомата заряжания боеприпасами при использовании всех выстрелов в АЗ — при выходе из строя АЗ скорострельность танка уменьшается до 1-2 выстрелов в минуты или танк вообще теряет возможность стрелять — низкая защищенность АЗ или остальных выстрелов Ручное заряжание Плюсы: — все выстрелы находятся в бронированной боевой укладке отделенной от экипажа — отсутствие ограничений по использованию удлиненных выстрелов — наличие лишнего члена экипажа облегчает и сокращает время на загрузку боеприпасов и технического обслуживания техники Минусы: — низкая по сравнению с АЗ скорострельность уменьшающая по ходу усталости заряжающего — большие размеры башни и в результате вес танка — травмоопасность при заряжании в движении по пересеченной местности А действительно это так? По оценкам экспертов, подтвержденным соответствующими испытаниями, скорострельность при ручном заряжании первых 10–12 унитарных боеприпасов практически такая же, как и осуществляемая с помощью АЗ, даже чуть выше. Она составляет восемь-десять выстрелов в минуту, колеблясь в зависимости от ловкости и тренированности заряжающего.

Затем показатель начинает плавно снижаться – сказывается утомляемость заряжающего. Стандартная скорострельность танков при ручном заряжании 6 — 7 выстрелов в минуту. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность примерно 4 — 8 выстрелов в минуту. Как видим разница не очень большая и как видно из роликов зависит от подготовки заряжающего. Работа заряжающего танка «Абрамс» Работа заряжающего танка «Леопарда-2» Работа заряжающего танка «Челенджер-2» Работа заряжающего танка «Меркава» Mk4 Основной минус — это заряжающий подвержен физической усталости, что негативным образом сказывается на скорострельности пушки – если в начале боя темп работы заряжающего превосходит темп работы автомата заряжания, то в конце боя ситуация меняется на противоположную, и особенно в процесс движения танка с повышенной скоростью по пересеченной местности.

Но как видим из этого ролика заряжающему вполне хватает времени на восстановление сил и не так уже и сильно его мотает по боевому отделению. Работа заряжающего танка «Абрамс» в боевых условиях А вот так работают автоматы заряжания на различных танках. Работа автомата заряжания Т-72/90 Работа автомата заряжания Т-64/80 Работа автомата заряжания танка «Леклерк» (Франция), К-2 (Южная Корея) и Тип-90 (Япония) Мое мнение по теме – иностранные конструкторы, столкнувшись с сложностями в создании и эксплуатации механизмов заряжания, решили оставить заряжающего — члена экипажа. Причины: 1. Из вышеприведенного — такая система естественно надежнее.

При проблемах с электросетью и гидравликой у автоматов, она в противовес им в таких условиях обеспечивает большую надежность и скорострельность. 2. Нет нагрузки на командира танка и наводчика — они занимаются только непосредственными обязанностями, не отвлекаясь, т. е. ведут бой. 3. Больший боекомплект. 4. Заряжающий имеет и другие обязанности, в первую очередь по техобслуживанию.

И потом сейчас упор делается на применение управляемого оружия, а не на повышение скорострельности. Труднодоступный и опасный боезапас Стоит, наверное, задаться еще одним вопросом: что произойдет, если Т-72 израсходует все боеприпасы из автомата заряжания? Несмотря на то, что современный бой динамичен и скоротечен, предположить такое можно. В 1973 году, например, на Синае и Голанах танковые дуэли длились довольно долго.

Не станем гадать, сколько времени может уйти на 22 выстрела (количество боеприпасов в АЗ «семьдесят второго»), попытаемся представить, что будет потом. Достаточно взглянуть на схему размещения боекомплекта в танке Т-72, чтобы увидеть: Боекомплект танка Т-72 составляет 45 выстрелов раздельного заряжания. 22 выстрела находятся в автомате заряжания, а 23 снарядов и заряды растыканы по всему боевому отделению, что крайне затрудняет пользование ими.

Схема размещение боекомплекта в Т-72 Но главное – заряжать-то кто будет? Заряжающего ведь нет! Зато имеется инструкция по эксплуатации, которая предписывает заниматься этим командиру и наводчику попеременно. Есть даже специальная таблица размещения снарядов и зарядов, а также последовательности заряжания орудия вручную, например первыми тремя выстрелами. Таблица заряжания первых трех выстрелов в Т-72 И так для 23 боеприпасов с той лишь разницей, что начиная с пятого в графе «Положение башни» приводится угол по шкале азимутального указателя, на который нужно ее повернуть, чтобы добраться до снаряда и заряда.

Так и хочется спросить: танкисты (наводчик и командир) все это должны помнить? Справедливости ради надо сказать, что в этом отношении не отличается в лучшую сторону от «семьдесят второго» и Т-64 с Т-80. Так, например: Боекомплект танка Т-64 составляет 37 выстрелов раздельного заряжания. 28 выстрелов находятся в автомате заряжания, а 9 снарядов и заряды растыканы по всему боевому отделению, что крайне затрудняет пользование ими. Укладка выстрелов в отделении управления Еще семь размещены в отделении управления, а два снаряда и заряда – на полу кабины.

В бою экипаж может рассчитывать только на боеприпасы в кабине, так как ни наводчик, ни командир попасть в отделение управления не смогут. Хотя в соответствующей инструкции по эксплуатации сообщается, что вне механизма заряжания могут находиться только выстрелы с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. От этого, однако, легче не становится.

Схема размещение боекомплекта в Т-64 Совершенно очевидно, что после расстрела боеприпасов из автомата заряжания или выхода его из строя, по каким-либо причинам, Т-72 практически теряет боеспособность. Любопытно отметить, что в инструкции по эксплуатации Т-64А глава о заряжании пушки руками командира и наводчика вообще отсутствует (хотя ручное заряжание в Т-64 происходит немного быстрее и проще чем в Т-72) то есть экипаж как бы заранее готовят к тому, что ему придется рассчитывать только на 28 выстрелов в МЗ. И в том, и в другом танке, правда, предусмотрена подача выстрелов на линию досылания вручную, но это при условии выхода из строя только силового привода.

В случае же заклинивания вращающегося транспортера до снарядов и зарядов в нем просто не добраться. А что же творится у вероятного противника? Надо отметить, что впервые автоматом заряжания оснастили французский легкий танк АМХ13 в 1951 году. Так что это не наше изобретение. В последующем на Западе было разработано несколько конструкций АЗ различного типа, в том числе и карусельного. Но ни один из них на серийных танках не использовался: сокращением забронированного объема там никто не занимался.

Боекомплект танка «Абрамс» составляет 40 унитарних выстрелов при этом 34 снаряда расположены в нише башни. Заряжающий сидит боком к орудию (лицом к казеннику) слева от него и досылает выстрелы правой рукой, а не левой, как в советских танках с ручным заряжанием. Схема размещение боекомплекта танка «Абрамс» Основная часть боекомплекта к пушке размещена в изолированном отсеке кормовой части башни, оборудованной вышибными панелями. Остальные снаряды хранятся в изолированном отсеке в корпусе танка.

Боекомплект танка «Леопарда-2» составляет 42 унитарних выстрела но в башне находится всего 15 унитаров, и по этому показателю он уступает «Абрамсу» и Т-72. Схема размещение боекомплекта танка «Леопарда-2» 15 выстрелов находится слева в кормовой нише башни Дополнительная боеукладка (27 выстрелов) размещены в корпусе, слева от механика водителя Боекомплект танка «Challenger II» составляет 52 выстрела с раздельным заряжанием, при чем снаряды расположены в кормовой нише башни, а заряды располагаются ниже погона башни в бронированных контейнерах. Вышеназванные бронированные контейнеры имеют «рубашки» со специальной жидкостью.

Схема размещение боекомплекта танка «Challenger II» Выстрелы размещенные в башне По советскому пути пошли только французские специалисты, установив АЗ на «Леклерке». Причину такого решения понять легко: они тоже стремились к уменьшению забронированного объема, только в пределах других габаритов и массы. Однако конструкция автомата «Леклерка» принципиально иная и с точки зрения компоновки, удобства пользования она гораздо лучше нашей.

Схема размещение боекомплекта танка «Леклерк» Боекомплект танка «Леклерк» составляет 40 унитарных выстрелов, из которых 22 находятся в автомате заряжания, снаряды размещены в ячейках горизонтального конвейера, находящегося поперек пушки, напротив казенника которой устроено окно подачи. По команде с пульта орудие устанавливается на угол заряжания – 1,8°, конвейер подает к окну ячейку с соответствующим выстрелом. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту.

Эффективная скорострельность – 10–12 выстрелов в минуту (у Т-72 – восемь) как с места, так и в движении, и ещё 18 находятся в барабанной боеукладке в отделении управления, и могут быть перемещены наводчиком в автомат заряжания по мере расходования боеприпасов в нём. Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки – вращающегося барабана на 18 выстрелов, смонтированного в корпусе справа от механика-водителя. При этом нет необходимости распределять боеприпасы по типам, поскольку автомат снабжен считывающим устройством, которое подсоединено к процессору, способному распознать не менее пяти типов боеприпасов.

Отсек пушки и АЗ отделен от рабочих мест командира и наводчика герметичными стенками, что повышает безопасность и живучесть. Помимо удобства пополнения автомата как снаружи, так и изнутри французский агрегат обладает еще одним преимуществом перед советским аналогом – он приспособлен под любые типы боеприпасов, в то время как отечественные МЗ и АЗ не позволяют разместить в них современные выстрелы с удлиненными подкалиберными снарядами. Полная противоположность советскому и французскому решению – израильский танк «Меркава» Mk4.

Боекомплект танка «Меркава» Mk4 составляет 46 унитарных выстрелов, из которых 10 находятся в барабанном механизме подающий снаряды заряжающему, а остальные 36 снарядов размещены, в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. Вместе с тем в экипаже машины остался заряжающий, который исходя из обстановки определяет, как заряжать пушку: вручную или с помощью автомата. Схема размещение боекомплекта танка «Меркава» Mk4 Огнеупорные контейнерах в кормовой части корпуса Что тут сказать? Налицо совсем иной подход: АЗ вместе с заряжающим, а не вместо.

Тут действительно решалась задача облегчения труда членов экипажа и повышения скорострельности. Таким образом, боеспособности ни американский, ни немецкий, и израильский танк не теряет вплоть до полного расстрела боекомплекта, на загрузку которого в эти машины по сравнению с Т-72 уходит гораздо меньше времени. Сам собой напрашивается вопрос: а нужна ли вообще немеханизированная укладка? Помимо бесполезности ее для стрельбы она представляет собой явную угрозу жизни экипажа.

Весь мир обошли фотографии Т-72 с башнями, сорванными взрывом боекомплекта, из Ирака, Югославии, Чечни, Сирии. У некоторых экспертов этот факт вызывал недоумение, ведь выстрелы в автомате заряжания этого танка находятся ниже уровня опорных катков. В автомате – да, а в немеханизированной укладке – нет. Судя по всему, последние и являются катализатором процесса детонации боезапаса.

Так нужен или нет современному танку автомат заряжания? Как видим, тенденции развития мирового танкостроения не дают окончательного ответа на этот вопрос. Ясно одно: в том виде, в каком он существует на отечественных танках, АЗ (МЗ) точно не нужен. Источники: weaponscollection.com/17/1475-vazhnyy-element-v-tanke-avtomat-zaryazhaniya.html arma.at.ua/blog/otechestvennye_tanki_i_ikh_zarubezhnye_konkurenty/2012-06-01-10 btvt.narod.ru/4/4.html andrei-bt.livejournal.com

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.
Теги: Заряжание, ТАНК, Выстрел, Боекомплект, Автомат