О спектральном анализе в криминалистике
Располагалась она в Липецком Бюро судебно-медицинской экспертизы. Прежде чем начать рассказ о работе лаборатории — несколько штрихов к портрету. Николай Сергеевич окончил Воронежский государственный университет по специальности «Оптика и спектроскопия».
Выполнять дипломную работу ему посчастливилось в ФИАНе, в группе учеников и аспирантов знаменитого советского академика, лауреата Нобелевской премии Николая Геннадьевича Басова.
Окончив университет, Николай Сергеевич вернулся в Липецк и стал трудиться в Бюро в качестве эксперта-физика. Спектральная лаборатория в то время только создавалась, и спектральный анализ начал эффективно внедряться в практику судебной медицины.
Липецкая лаборатория развивалась такими стремительными темпами, что через несколько лет после создания без каких-либо натяжек стала методическим центром и была определена как базовая по РСФСР. Она объединила 12 зональных лабораторий, разбросанных по стране: в Ленинграде, Казани, Иркутске, Новосибирске и других городах. Контакт между этими лабораториями поддерживался постоянно: проводили общие семинары и собрания судебно-медицинских экспертов-спектроскопистов, на которых подробно разбирали методики анализа, особенно трудные случаи из практики.
Иначе говоря, это был единый организм, направленный на то, чтобы помочь раскрывать и предотвращать многие преступления.
Оборудование же липецкой лаборатории было одним из лучших в стране. Здесь находились приборы для проведения практически всех видов спектрального анализа: люминесцентного, эмиссионного, абсорбционного. Был даже масс-спектрометр – специальный прибор, который позволяет определить и исследовать вещество буквально по нескольким его молекулам.
Фотометры, всевозможные микроскопы, в том числе и электронный, большое количество вспомогательного оборудования. Однако вернёмся к спектральному анализу. Он основывается на том, что каждый химический элемент излучает или поглощает свет определенной длины волны. Цель спектроскописта — заставить вещество излучать эту энергию, зафиксировать её и идентифицировать. И это позволит решить многие задачи, к примеру: определить металлизацию, идентифицировать предметы по элементному составу микрочастиц, диагностировать огнестрельные повреждения, установить дистанцию выстрела, исследовать костные останки, узнать возраст человека, давность наступления смерти и многие другие.
Остановимся на таком моменте.
Своего рода химический паспорт человека – его волосы и ногти, ибо химические элементы удерживаются здесь гораздо дольше, нежели чем в крови (можно установить и их давность попадания в организм). Подобное можно сказать и о костях, но в этом случае получается, что расследование можно вести только — увы! — в делах со смертельным исходом. Таких у Николая Сергеевича тоже было много.
И очень часто происходило так, что именно спектральный анализ помогал натолкнуть следствие на верный путь.
… Женщина буквально угасала, а причину этого врачи установить не могли. Исследовали её волосы и ногти. В них оказалось огромное количество свинца. Разгадка была простой: женщина работала в аккумуляторном цехе предприятия. Отсюда — хроническое отравление соединениями свинца.
Теперь, когда причина стала очевидной, женщине назначили правильное лечение.… Случай криминального сожжения человека, обнаружили множество сгоревших костных останков. Их в мешке и принесли эксперту Салтыкову. Требовалось выяснить, нет ли каких-то индивидуальных признаков, позволяющих определить личность погибшего. Выяснилось, что в костях содержится переизбыток марганца.
У людей, живущих в Липецке и области, такого признака не было. Родилось предположение, что погибший — житель другого региона, и ему приходилось долгое время контактировать с соединениями марганца. Догадка подтвердилась, погибший на самом деле жил в регионе, где находились марганцевые рудники.… Поступило заявление об ограблении аптеки. В числе пропавших медикаментов значился барбитурат, оказывающий угнетающее влияние на центральную нервную систему.
Задержали и подозреваемого, у которого обнаружили тот же препарат. Однако спектральный анализ показал, что у подозреваемого находилась натриевая соль барбитуровой кислоты, а в аптеке пропала — калиевая. Человек оказался невиновным.… Однажды на ступеньках дома обнаружили труп женщины, жившую в этом же доме. На виске — рана треугольной формы.
Взяли на анализ кровь – повышенное содержание алкоголя. Поэтому версия у следователя родилась мгновенно – пьяная не удержалась на ступеньках крыльца, упала, ударилась и погибла. Вроде бы все логично. Однако спектральный анализ показал, что в ране содержится повышенное содержание цветных металлов: меди, олова, алюминия и цинка. Откуда они на каменных ступенях? Получилось, что женщина погибла совершенно в другом месте, и рана не мела никакого отношения к ступеням.
Тщательный дополнительный обыск позволил найти и орудие убийства — фонарь. Вскоре нашли и убийцу. Оказалось, он действительно ударил женщину этим фонарём, а потом положил на ступеньки, рассчитывая на то, что в её крови найдут алкоголь и смерть можно будет списать на несчастный случай. Довольно часто обращались к Николаю Сергеевичу и специалисты из других регионов. Так, под Воронежем разбился легкомоторный самолет.
Характерных неисправностей у него не выявили. Версий выдвигалось много. В конце концов, в Липецк прислали для анализа стеклянную часть кабины самолёта. Николаю Сергеевичу удалось выявить чрезвычайно малое количество постороннего вещества. При его исследовании методами спектрального анализа удалось доказать, что это кровь птицы. Вот оно что… Надо сказать, в советское время не афишировали тревожную информацию.
Однажды на семинаре, посвященному травмам, полученным в результате дтп, лектор (представитель НИИ криминалистики), озвучил цифру – количество автодорожных травм со смертельным исходом по РСФСР за год.
Это была очень большая цифра. Лектор предупредил присутствующих, что она огласке не подлежит. И объяснил: нельзя сообщать факты, способные спровоцировать панические настроения. А между тем, к концу восьмидесятых преступность потихоньку росла. Заметно увеличивалось количество преступлений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения. Это и убийства, и производственные травмы, и отправления различными препаратами, и даже детские смерти.
Часто приходилось определять давность наступления смерти, возраст погибших. Происходили, однако, и случаи курьёзные, доходящие до смешного.
К Николаю Сергеевичу обратился мужчина, у которого по неизвестным причинам очень сильно потемнела кожа, особенно на лице. Мужчина уже просил помощи у врачей: обследование показало, что он здоров и даже справился с язвой желудка, которая у него прежде была.
Николай Сергеевич взял на анализ волосы. И выяснилось, что в них… есть серебро, и много.
Оказалось, «пострадавшему» кто-то несколько лет назад посоветовал лечить язву серебряной водой. Он рьяно взялся за лечение. Справиться с язвой вода помогла, но серебро накопилось на поверхности кожи и потерпевший, так сказать, «проявился» под действием солнечного ультрафиолета. Как говорится, всё хорошо в меру…
Сегодня Николай Сергеевич трудится в Липецком государственном техническом университете на кафедре химии. Знакомит студентов с методами спектрального анализа.
Вместе они проводят самые разные исследования: земли, почвы, полимерных отходов, даже шерсти животных или птичьих перьев. Но это — тема для другого материала.
Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
