Охранители тишины
Хотя солдаты правопорядка с буквами-близнецами «ВВ» на краповых погонах во все времена, независимо от политических катаклизмов, служили Отечеству верой и правдой. Так сложилось, что советские пограничные и внутренние войска со дня их создания организационно находились в одном ведомстве – ВЧК-ОГПУ-НКВД, имели единое командование и общий руководящий орган – Главное управление пограничных и внутренних войск.
Поэтому в 20–40-е годы прошлого века в День пограничника (до 1958-го этот праздник по инициативе Феликса Дзержинского отмечался 15 февраля) чествовали всех воинов-чекистов, не разделяя по цвету погон и фуражек. В 1939-м произошло структурное разделение войск НКВД, у каждого вида появились самостоятельные руководящие органы – главные управления (в одном наркомате) пограничных, оперативных, конвойных и других. В 50-е годы размежевание пошло еще дальше: внутренние войска остались в системе МВД, пограничные же переподчинили созданному при Совете министров СССР Комитету государственной безопасности.
А красный день «зеленых фуражек» перенесли на 28 мая – дату подписания Лениным в 1918 году Декрета об учреждении пограничной охраны в составе Наркомата финансов РСФСР. Так солдаты в краповых погонах остались без своего праздника. Попытки его установления предпринимались неоднократно. Правда, сначала на отраслевом уровне. Первыми свой ведомственный праздник обрели воины-конвоиры.
15 июля 1939 года комдив Иван Масленников, заместитель Лаврентия Берия по руководству всеми подведомственными войсками, утвердил приказ: «Установить 20 апреля днем годовщины организации конвойных войск НКВД». В те времена замнаркома можно было бы обвинить в троцкизме, поскольку основанием для установления торжественной даты послужил приказ за подписью наркома по военным делам РСФСР Льва Троцкого от 20 апреля 1918 года о создании конвойной стражи республики, по сути – реорганизации «на новых, советских принципах» царской предшественницы, продолжавшей по инерции стеречь арестантов и при новой власти. Через три месяца была установлена еще одна ведомственная праздничная дата – День войск НКВД по охране железнодорожных сооружений.
Стражи стальных магистралей отмечали свой праздник 4 декабря – в 1931-м этим числом Совнарком СССР принял постановление о возложении охраны стратегически важных железнодорожных объектов на внутренние войска. В ноябре того же года издается еще один приказ – «Об установлении дня годовщины организации войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности». Его предписывалось отмечать 6 апреля.
В Великую Отечественную было не до торжественных мероприятий. Послевоенная реорганизация, сокращение и объединение разрозненных правоохранительных формирований в единые внутренние войска автоматически упразднили отраслевые праздники. Идея учреждения Дня войск правопорядка периодически возникала, но не находя поддержки в верхах, незаметно угасала. Несколько безуспешных попыток пробить праздник предпринимались в 70–80-е годы.
Инициаторами предлагались различные даты. Одни наиболее подходящей считали 18 марта 1918 года, когда было принято решение об объединении отрядов местных ЧК в Боевой отряд ВЧК. Другие – 28 мая 1919-го – число принятия постановления Совета рабочей и крестьянской обороны о сосредоточении всех формирований вспомогательного назначения под эгидой НКВД РСФСР и объединении их в войска внутренней охраны республики (ВОХР). Но первая дата показалась неубедительной, а вторая уже была занята пограничниками.
В начале 90-х предлагалось отмечать праздник солдат правопорядка 20 октября. Аргументация была следующей: именно в этот день в 1991 году Борис Ельцин, тогда еще президент РСФСР, подписал указ «О передаче внутренних войск МВД СССР, дислоцирующихся на территории РСФСР, под юрисдикцию РСФСР». По счастью все справки с иррациональными предложениями положили в высоких инстанциях под сукно. При этом говорилось: есть 23 февраля – День Советской армии и Военно-морского флота, внутренние войска – составная часть Вооруженных Сил СССР, вот и отмечайте.
Или празднуйте 10 ноября вместе с милицией… По долгу службы мне посчастливилось заниматься историей внутренних войск на протяжении многих лет. И еще в конце 80-х меня заинтересовал вопрос, что же было вместо внутренних войск в царской России. Кто-то ведь обеспечивал, кроме тогда еще малоспособной полиции внутреннюю безопасность. Выяснилось: существовало эффективное для своего времени специальное воинское формирование с полицейскими функциями – внутренняя стража.
Основную информацию об Отдельном корпусе внутренней стражи удалось найти в Российском государственном военно-историческом архиве. Анализ материалов позволил установить довольно точную дату. С января по март 1811 года император Александр I несколькими указами преобразовал отдельные формирования, состоявшие в ведении местных гражданских властей, в военную внутреннюю стражу. 27 марта официально завершилось «развертывание по высочайшему повелению внутренних губернских батальонов трехротного состава» с задачей «охранение тишины и спокойствия».
Возглавил стражу инициатор ее учреждения граф Евграф Комаровский – участник Итальянского и Швейцарского походов русских войск под командованием Александра Суворова и первый генерал-адъютант Александра I. В 1911 году именно 27 марта торжественно отмечался вековой юбилей внутренней стражи, правопреемниками которой после военной реформы 1864-го оказались местные войска и конвойная стража. Все эти выкладки позволили предположить, что праздничным днем для внутренних войск должно быть именно 27 марта.
По совету коллег – военных журналистов – в преддверии 185-летия внутренней стражи подготовил соответствующий исторический очерк, который 4 января 1996 года под броской рубрикой «В календаре пока не значится» напечатала газета «Щит и меч». На публикацию обратили внимание в Министерстве внутренних дел. В одном из интервью генерал армии Анатолий Куликов, возглавлявший тогда МВД, рассказал, что он тут же позвонил командованию войск и дал указание подготовить все надлежащие документы, в которых обосновать необходимость установления Дня внутренних войск именно 27 марта.
Черновые материалы поручили подготовить мне как автору очерка и заместителю начальника Центрального музея внутренних войск по научной работе. 19 марта 1996 года Борис Ельцин подписал указ за № 394, который гласил: «Учитывая роль внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в защите интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, постановляю: установить День внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и отмечать его 27 марта».
Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
