"Островок демократии" снова затопило

На гребне антиправительственного движения и тогда, и теперь — Роза Отунбаева, Омурбек Текебаев, Азимбек Бекназаров, Топчубек Тургуналиев, Исмаил Исаков и другие. Пять лет назад их лидером был Курманбек Бакиев, ныне бежавший сначала в свое родовое село, а затем в Казахстан. Лидер временного правительства Роза Отунбаева была его первым министром иностранных дел.
Единство страны
Правительству, сформированному из вчерашних оппозиционеров, приходится, как пять лет назад, на ходу решать множество проблем. И главной, по-видимому, является единство Киргизии.
Страна и так разделена на две части.
Север более развит экономически. Там находится столица Бишкек, где проживает более одной пятой всего населения, на севере находятся промышленные предприятия, урановые и золотые рудники.
Юг же, главным образом, сельскохозяйственный. А это значит, что он менее развит и беднее севера. На юге живет большое количество этнических узбеков и сохраняется вероятность этнических и пограничных конфликтов.
Если пять лет назад в ходе противостояния властей и оппозиции последняя контролировала южные области, то сейчас ситуация зеркальная: север страны находится под контролем временного правительства.
Нельзя, однако, с уверенностью сказать, что юг лоялен президенту Бакиеву, который до сегодняшнего дня скрывался в своем родовом селе, находящемся на юге, в Джалалабадской области.
Безвластие на юге
Судя по сообщениям с юга Киргизии, там сейчас, скорее, царит безвластие.
Губернатор Джалалабадской области, назначенный Бакиевым, добровольно ушел с должности 8 апреля. В среду не его место был назначен человек, лояльный временному правительству.
Но само назначение произошло необычным образом: в буквальном смысле, на площади, то есть на митинге сторонников оппозиции.
Такой способ назначения регионального руководителя показывает, что власть временного правительства Розы Отунбаевой не распространяется на эту область.
«Формально, конечно, мэр и губернатор сидят . И новый, и старый… Но власти не видно, не понятно, », – сказал Русской службе Би-би-си журналист из Оша Алмаз Калет.
Есть сообщения с юга Киргизии, что на разные посты в местных органах власти происходят «самоназначения» сторонников оппозиции.
О попытках рейдерских захватов земли и бизнес-предприятий, как на юге, так и на севере, говорил даже новый исполняющий обязанности главы Службы национальной безопасности Кенешбек Душебаев.
Дестабилизирующий президент
Пока Курманбек Бакиев оставался в Киргизии, скрываясь на юге страны, сам факт его присутствия дестабилизировал ситуацию, в частности, в Джалалабадской и Ошской областях.
И хотя Бакиев не контролировал ни одного более или менее значительного города, его сторонники ежедневно проводили митинги, а это создавало и укрепляло у жителей городов на юге ощущение неопределенности.
«Люди видят непоследовательность новой власти, — говорит Алмаз Калет, — а это уменьшает ее авторитет».
Переломным стал митинг в Оше, в ходе которого охрана Бакиева стреляла в воздух, чтобы предотвратить столкновение между его сторонниками и противниками.
Можно предположить, что свергнутый президент приехал в Ош, «южную столицу» страны, чтобы попытаться получить там поддержку. Ведь пять лет назад именно Ош стал центром «тюльпановой революции», приведшей к свержению первого президента Киргизии Аскара Акаева.
Однако на этот раз Ош не поддержал Бакиева.
Через несколько часов после митинга, с которого его спешно увезла охрана, Бакиев покинул страну.
Временная диктатура
Временное правительство в Бишкеке, видимо, вздохнет с облегчением. Проблема установления власти на юге, однако, еще не решена, тем более, что аналитики видят некоторые трения и среди членов самого правительства.
Это напоминает ситуацию пятилетней давности, когда лишь договоренности между Курманбеком Бакиевым и Феликсом Куловым, который впоследствии занял пост премьер-министра, смогли сгладить разногласия внутри победившей команды.
Страна, которую десять лет назад называли «островком демократии в Центральной Азии», стоит сейчас перед задачей преодоления безвластия.
Но есть и другая проблема — уровень концентрации власти в руках временного правительства.
Действительно, низложен президент, распущен парламент, а деятельность конституционного суда приостановлена. Вся власть в стране, таким образом, находится у правительства, которое, однако, пока не способно контролировать ситуацию в Киргизии, особенно в ее южных регионах.
Сможет ли правительство Розы Отунбаевой за шесть месяцев создать в стране ситуацию, при которой возможен
переход к истинной демократии? Или же свободы, к которым на словах стремились оппозиционеры, так и останутся недостижимым идеалом для жителей Киргизии?
Марк Григорян,
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
