Откуда взялся Старый Новый год — и почему мы его празднуем
Все началось с перехода советской России в 1918 году на григорианский календарь.Многие люди как-то празднуют Старый Новый год: собираются семьями, доедают то, что осталось от Нового года, и прочее. Но почему? Формально говоря, Старый Новый год — 13 января — это результат перехода советской России в 1918 году на григорианский календарь, по которому уже жил европейский мир. Однако это не ответ на вопрос, почему надо праздновать 13 января, хотя и в меньшей степени, чем сам Новый год?
Ответ вот в чем: у Нового года сформировались две новые семантики (набор значений).
Первая «семантика». Новый год по старому стилю был после Рождества, что логично. Однако после того как календарь переехал, возникла проблема: Новый год оказался перед Рождеством, что воспринималось как неправильность. См. цитату из дневника 1937 года: «На днях я любезно поздравила было Ан. Дм. с Новым годом и получила суровую отповедь: „Еще Рождества Христова не было — какой же у вас Новый год — стыдно“.
Советские граждане чувствовали поэтому, что правильное новое время для Нового года — 13 января, и начиная с 1920-х активно формировалось традиция поздравления со Старым Новым годом.
Вторая «семантика». Традиционные праздники восточных славян зимой были устроены так: Рождество, потом святочные (то есть праздничные) дни, во время которых ели, пили, молодежь устраивала «бесчинства», — заканчивались они Крещеньем. В СССР начиная с 1920-х Рождество было запрещено и исчезло главное сакральное действие — пойти в церковь. Однако традиция хочет заполнить все имеющиеся лакуны, и выживают те праздники, которые строятся вокруг простых обрядовых действий.
В итоге образовалась новая последовательность праздников. Раньше это было так: Рождество — Новый год (который праздновали в основном в городе) — Крещенье. А стало так: Новый год (встретиться семьей и отметить) — Рождество (кто осмелится пойти в церковь) — Старый (то есть подлинный) Новый год — Крещенье.
Старый Новый год в некоторых поселках и деревнях принял на себя функцию такой специальной ночи святочных бесчинств. В 1960-е годы молодые люди в Старый Новый год колядовали, переодевались покойниками, пугали девушек и искренне считали, что это «наша старая традиция»: «Старый новый год… о-ой! безобразничали на старый новый год. У нас около сарая стояла тележка такая на двух колесах, высокая такая… Я пошла в магазин, нет в сарай, гляжу, тележки нету и следы. Я по этим следам бум-бум-бум. А они эту тележку на баню на крышу затащили, ребята, и стоят, смеются»
Праздники выживают, если есть обрядовое действие, к которому оно приурочено. Мы недооцениваем этот фактор, а это очень важный момент. Например, на Крещенье надо было ходить за водой из проруби, приносить ее, брызгать ею в помещении — то самое простое обрядовое действие, которое сохраняется, воспринимается как нечто непохожее на повседневность, и поэтому очень важное. Люди делали это и в советское время — простое магическое или обрядовое действие объединяет.
Так и Старый Новый год выжил в советское время, потому что:
а) для некоторых городских жителей это был настоящий Новый год, идущий вслед за Рождеством;
б) в деревнях Старый новый год стал праздником, к которому привязались ритуальные святочные бесчинства.
Сейчас многие чувствуют, что он отмирает, потому что эти простые обрядовые действия исчезают.
Telegram-канал «(НЕ)занимательная антропология»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)