Новость25 ноября 2013, 06:37

Почему Азиатско-Тихоокеанский регион стал номером один? Часть 1

США, АТР, Китай, СИЛА, Начало
Прочтение очередной статьи, посвященной АТР, побудило меня написать этот ответ.

В статье «Австралийский плацдарм США» вновь рассказывается об усилении сотрудничества США со своими союзниками в регионе. Я бы хотел рассмотреть все происходящие в этом регионе события несколько под иным углом, чем это принято в последнее время. Также я хочу немного отойти от АТР, чтобы понять, почему всё сконцентрируется именно здесь в XXI веке.

А для этого нужно будет немного погрузиться в историю главных игроков. Но обо всем по порядку. Австралия, Новая Зеландия, Канада, Великобритания и США — это один отросток британской короны «наглосаксов». Так что обсуждать эту тему особо не стоит. Важно лишь то, что это очередное подтверждение того, что АТР — приоритет США номер один. Более того, для китаефобов и сторонников китайской угрозы для РФ АТР — главный приоритет и для Китая.

И Австралия — это главный приз Китая в борьбе за АТР. Два континента с неразграбленными ресурсами — это Австралия и Африка. Однако с началом статьи я не соглашусь. Обозначенный в статье союз не существует. Какие есть стратегические перспективы у Южной Кореи и Японии? Та же Япония и Филиппины? Или Австралия вне британской пятёрки — что из себя представляет? Это лоскутный союз, у которого нет будущего. Более того, меня удивляет слепота и односторонность всех авторов и аналитиков, которые пишут и рассуждают об АТР.

Мышление абсолютного большинства на уровне «холодной войны 80-х», к сожалению, и наши соотечественники с ними в одном ряду. Моё мнение такое. АТР — это новая «Большая игра» двадцать первого века. И игроков в ней будет не двое. Не будет там противостояния США — Китай. Там слишком много возможностей и интересов. Как минимум, в этой игре будут отдельные самостоятельные игроки, такие как Китай, Япония (после окончания оккупации США), Южная и Северная Корея (после объединения), США и осколки короны, определенное присутствие Индии и России возможно через союз с Вьетнамом, Индонезия как исламский фактор, Южно-Американский союз.

Как минимум, семь сил с разным видением будущего и своими собственными интересами будут влиять на судьбу этого региона. Разумеется, на разных этапах истории будут какие-то комбинации этих сил. В начале «Большой игры» самый главный и неопределенный фактор — это, конечно, бурное развитие Китая. Именно этот фактор и начал менять баланс сил в регионе. Не менее значимым событием является и ослабление США.

Огонь и топливо встретились, и пошла реакция. При классической оценке диспозиции сторон и возникает «типичное мнение» о борьбе за АТР как о противостоянии Китая и США и Ко. В такое формуле все достаточно прогнозируемо. Китай растет за счет мощи своей экономики и востребованности производимых им товаров на международном рынке. Часть своих доходов он тратит на развитие своей армии и флота.

Сильная армия и экономика дают Китаю возможности влиять на своих соседей и решать уже не только экономические вопросы, но и политические, и территориальные. Функция развития Китая здесь линейна — больше экономика, сильнее Китай. С другой стороны, есть США, которые вследствие своей культуры потребления загнали себя в долговую яму. До тех пор, пока США были супердержавой номер один и мировым жандармом с самой большой дубинкой, никто не мог противостоять такому положению дел.

Период монополии на власть длился все 90-е и начало 2000-х. Однако за это время появился ЕС, Россия пришла в себя и начала вести суверенную политику и восстанавливать свои силы и влияние, а Китай сделал свой экономический рывок. В итоге США перестали быть единственным центром силы на планете и оказались совсем не готовы к новым вызовам. Первым звоночком нового миропорядка стал крах доткомов в 2001 году.

Тогда на практике был показан провал «новой экономики» — так называемой «постиндустриальной». Виртуальная экономика не была принята всем миром, хотя очень требовательно навязывалась институтами, контролируемыми США. Руководство западных держав не оценило всю значимость этого события и не сделало выводов. Для тушения пожара виртуальные деньги «новой экономики» просто перевели в ипотечный рынок США.

Кто-то наверху посчитал, что недвижимость в столице «нового мира» — это истинная вечная ценность, которая никогда не потеряет ценности. И потому именно недвижимость США, а точнее, деривативы на основе ипотечных бумаг, будут бесконечным реальным обеспечением для безразмерной эмиссии доллара как единственной виртуальной валюты «новой экономики». Сознание руководителей «Западного проекта» не могло принять идею о том, что мир не статичен, и их господство, полученное в 1991 году, не продлится вечно.

Новый Мировой Порядок, о котором они грезили, пришел в этот мир, но совсем не таким, как его планировали они. К этому времени экономическое лидерство США было уже утрачено, многие производства уже были перенесены в АТР и, в частности, в Китай. Однако потеря одной «экономической руки» такого исполина, как «Западный мир», не означала его краха. Так как оставались другие рычаги влияния, такие как «мир финансов, оторванный от реальной экономики», политическое влияние и, конечно, вооруженные силы.

Следующий период администрация США решила провести в ковбойском стиле. Провал навязывания виртуальной экономики и виртуальных ценностей заставил США вернутся к старым методам имперской политики. Мало кто обращает на это внимание, но, как только закончился коллапс доткомов в США, спустя всего несколько месяцев «виртуальные террористы», которых до этого не было, захватили реальные самолеты и врезались на них в башни-близнецы в Нью-Йорке. Сразу же переключив внимание всего мира от аферы США в «виртуальной экономике» на великую миссию США по борьбе с терроризмом.

Неправда ли, красивая метафора? Террористы уничтожают Всемирный торговый центр в столице финансов планеты — как символ виртуальной экономики США, навязываемой всему миру в период 90-х? Пробный шар в «ковбойском стиле» США загнали еще в 99-м году, отбомбив и разорвав Югославию. Однако тогда это было в интересах политического закрепления в Европе и создания очага нестабильности на будущее, если европейцы вдруг решат повернуть «не туда». Начиная же с 2001 года, США действовали исключительно в имперском стиле (разделяй и властвуй), ставя под контроль экономические ресурсы.

Останавливаться на этом этапе не стоит, так как всем известно, что в то время происходило и к чему это привело. США ввязались в несколько затратных войн, тратя свои ресурсы не на сдерживание своих конкурентов в мировой политике, а на уничтожение дикарей. В Афганистане они реализовали наркопроект против России и Европы, на Ближнем Востоке заложили предпосылки перерастания давней вражды между суннитами и шиитами в активную фазу конфликта. Однако и для самих США цена оказалась слишком высокой.

Потеряв реальную экономику и промышленность, США нарастили затраты на войну. Росли и аппетиты оружейников. Такое явление нормально для капитализма. Цена на нефть выросла в разы, в том числе из-за того что, Россия в это время вышла из договоров по распределению ресурсов или изменила условия этих договоров. На рынке оказался дефицит ДЕШЁВЫХ или дармовых нефтепродуктов, что и привело к росту цен.

Китай продолжал расти колоссальными темпами и все чаще начинал заявлять о себе как о новом игроке в геополитике. ЕС, консолидировав под одной крышей экономическую мощь нескольких государств, тоже осмелел и начал показывать зачатки независимости от США. Серьезные изменения произошли и на пространствах бывшего СССР. Россия перестала быть постоянным заёмщиком и вышла из-под контроля США.

«Западный проект» под руководством США начал терять вторую руку — «политическое влияние». Долгое время никто не мог бросить вызов влиянию США в мировой политике. Однако 10 февраля 2007 года такое положение вещей изменилось. В Мюнхене президент РФ произнес свою речь о текущем миропорядке и ввел в мировую политику термин «многополярность». Это событие побудило и других мировых лидеров переосмыслить свое место и задуматься над тем, стоит ли служить США в качестве верных вассалов или начать проводить независимую политику на благо своего народа.

И на этот раз властители США не почувствовали перемен в окружающем мире и начали действовать согласно своей имперской программе. Решили наказать Россию в самом слабом месте — на Кавказе. В течение следующего года готовилась военная операция против России с использование Грузии и террористов на Северном Кавказе. Акция была проведена в августе 2008 года, однако США провалили эту операцию и показали свою реальную слабость.

Это привело к окончательной переоценке ценностей «виртуальной экономики». Кто-то пытается выдавать подобный ход событий за совпадения. Но всего спустя два месяца после войны 888 и попытки наказать Россию, обвалив ее финансовую систему, в США и во все другие страны пришел ответный кризис. Произошла потеря доминирующего политического влияния в мире: один «вассал» сказал, что хватит, и империя оступилась. Привело это к тому, что и другие вассалы задумались о своей свободе.

Это подорвало веру в США как в единственную супердержаву на планете. И как результат такой переоценки пропала вера в «виртуальную экономику США», а как следствие — недвижимость в США перестала быть «единственной надежной ценностью». Произошёл крах ипотечной системы США, который привел к краху мировой финансовой системы. Последствия этих событий проявляются и сегодня, и еще продолжатся по инерции какое-то время, пока доллар США перестанет быть мировой валютой №1.

«Западный проект» лишился теперь и «финансовой руки». Это не значит, что США перестали контролировать мировые финансы, или что доллар уже никому не нужен. Но 100% контроль США потеряли. Многие страны мира начали поднимать вопрос об иной резервной валюте, стали создаваться торговые союзы с взаиморасчетами в национальных валютах». Произошли и многие другие события, которые придется оставить за рамками рассматриваемого вопроса.

Однако у Запада все еще остаются ресурсы для контроля над миром, и самым весомым из них являются «информационное пространство» и военная сила. Ощущая угрозу со стороны России, Запад начал информационное раскачивание страны изнутри. Китай же было решено обессилить таким же способом, добавив к этому еще и блокаду в борьбе за сырьевые ресурсы. Для уничтожения российской экономики было решено уйти от энергетической зависимости Европы от поставок российского сырья.

А для прекращения поставок ресурсов в Китай было принято решение дестабилизировать страны-партнеры Китая на Ближнем Востоке и в Африке. Результатом таких решений стал цикл «арабских революций», прокатившийся по многим странам Ближнего Востока и Северной Африки. Европейцы должны были получить дешевую нефть и газ и стран Северной Африки — вроде Алжира и Ливии. Также, свергнув власти в Сирии, протянуть газопроводы из СА и Катара в Европу.

А образование таких государств, как Южный Судан, и исламистские выступления в других странах призваны были уменьшить влияние Китая и ограничить его доступ к ресурсам в этих странах. Однако эти планы были плохо продуманы. Информационное доминирование Запада уже не имело такой силы, как в 2004 году или в 2008-м. Именно тогда авторитет всех западных СМИ был уничтожен в глазах многих народов мира.

Когда ведущие «Фокс Ньюс» затыкают рот маленькой девочке, которая рассказывает правду, — это явный провал и потеря контроля над умами людей по всему миру. Окончательно западные СМИ лишись авторитета после событий в Ливии. Такие провалы лишили «Западного исполина» информационного доминирования в мире, возможно, главного оружия Запада за всю историю. События последнего времени, связанные с разоблачениями Сноудена, привели к тому, что весь мир начал задумываться о том, как убрать контроль США над Интернетом.

Так что и информационное доминирование США тоже заканчивается. Однако в Ливии проявилась еще одна сторона могущества Запада (и США в частности). Был развеян миф о непобедимости их вооруженных сил. Полковник Каддафи почти полгода противостоял как исламистам всех мастей, так и всей мощи НАТО. События в Сирии лишь подтвердили этот тренд. Именно в этот период до руководства США все-таки начинает доходить, что мир изменился и что их силы не безмерны.

Пока что США все еще экономика №1, и доллары печатаются со скоростью около 30 млрд. в месяц. Но этому скоро придет конец. Потому нужно принимать реальные шаги для изменения ситуации. Шагов несколько, один из интересующих нас — это сокращение госрасходов, в том числе на вооруженные силы. Более того, приходит и переоценка приоритетов во внешней политике. США уже понимают, что не в силах контролировать весь мир сразу.

Тогда и появляется программа «Роль США в международных экономических отношениях стран Азиатско-Тихоокеанского Региона», а также достаточно известная программа «Обеспечивая глобальное лидерство США: приоритеты в сфере обороны XXI века». Суть этих программ каждый может понять из названия, а при желании и прочитать более внимательно. Важно, что именно отсюда и берет начало сама тема о роли АТР в XXI веке.

Продолжение во второй части.

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

Далее: Средиземноморская диета и кофе защищают печень от ожирения

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)